История нашей школы

Из исторического альбома.
(Воткинский районный архив)






































































ПЕРЕВОЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ.




Варламова Ирина
Ученица 10 класса.
 Учитель: Бочкарева Я.З.                 



1.   КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БОТКИНСКОГО ЖЕЯЕЗОДЕЛАТЕЛЬНОГО ЗАВОДА.

В 1757 граф П.И.Шувалов добился от правительства разрешения построить железоделательный завод на реке Вотке. Для этого было выбрано место в 4-х км от впадения Вотки в реку Сиву. Вокруг простирался большой массив леса. Возведение плотины и поселка началось в 1757 году силами нескольких тысяч приписанных к бу­дущему заводу крестьян из близлежащих деревень Казанской гу­бернии.
Строительство началось в 1758 году, а уже осенью 1759 года он был пущен в действие и выдал первую продукцию - кричное же­лезо. Производство расширялось, работали фабрики по выделке сорто­вого и листового железа, якорная - по изготовлению малых якорей, с 19 века возникло новое направление - машиностроение.
С каждым годом требовалось все больше и больше рабочих, мас­теров, но крестьяне не шли добровольно на заводскую .работу. Поэтому крестьян принуждали отрабатывать на заводе "подушную подать". Крестьянский двор должен был уплатить в среднем по 4 рубля 48 копеек податей в год. На отработку подати за весь двор каждый трудоспособный крестьянин затрачивал до 214 дней в году. На работу в своем хозяйстве времени у него не оставалось.
Реформа 1807 года заменила приписных крестьян непременными работниками. Из каждой тысячи приписных выделяли 58 непременных и закрепляли их за заводом, они должны были отработать 250 дней в году. Широко применялся на заводе детский труд. Подростки с 15 лет привлекались к заводским работам, а с 18 лет для них начина­лась действительная служба, которая продолжалась 35 лет. После этого мастерового увольняли в отставку и, если он работал "бес­порочно", то мог получать 3-рублевую пенсию в год.
Никакими правами мастеровые не пользовались, за невыполнение нарядов их штрафовали и сурово наказывали. За побеги били шпиц­рутенами, садили в острог, заковывали в кандалы или отправляли на сибирские заводы.
Заводу требовались мастера, они должны были быть грамотными. Первая школа в Воткинске была открыта в 1807 году, здесь стали обучать мальчиков, готовили кадры для завода.
В 1828 году в Воткинске начал сооружаться комплекс новых кирпичных производственных зданий, центром которых явилась Нико­лаевская фабрика с башней. В этом же году в селе Перевозное была открыта Малая Горная школа.

2.   ИСТОРИЯ  ПЕРЕВОЗИНСКОЙ ШКОЛЫ.
МАЛАЯ ГОРНАЯ ШКОЛА.
Крестьяне села Перевозное были приписаны к Воткинскому железо­делательному заводу. Они были обязаны обеспечивать завод дровами, транспортом, а также пополнять ряды мастеровых завода. Заводу всегда были нужны грамотные люди: писари, счетоводы, кладовщики, чертежники. Развитие производства требовало грамотных мастеров и техников. Обучение велось сначала только в Воткинске.
А в 1827 - 1828 учебном году начала свою работу Малая Горная школа в селе Перевозной. Школа имела двухлетний курс обучения. Из архивных материалов известно, что в школе обучалось 30 маль­чиков. Помимо занятий в школе, в воскресенье дети посещали воскресную школу при церкви, стояли на воскресной службе, причащались.
Во времена крепостного права учение было нелегким. Науки порой вколачивались в учеников розгами. Родители не всегда охотно отда­вали своих детей в школу, поэтому набор учащихся производился принудительно. Существовал порядок очередности и разверстки меж­ду селениями.
В летописи школы есть воспоминания пенсионера Я.И.Фертикова из деревни Новые Фертики /Фотены/, записанные в 1958 году:
"Когда моему отцу исполнилось 11 лет, пришло в деревню распоря­жение от Управляющего заводом прислать двух мальчиков на учение. Поднялся по деревне стон и плач. Не было ни у кого охоты посылать своих детей в школу. Тогда собрали сход, порешили бросить жребий, кому идти учиться. Жребий пал на моего отца и другого мальчика. С плачем и причитаниями провожали домашние моего отца на учение в школу, зная, что горькая предстоит ему жизнь, через синяки и побои придется одолевать премудрость науки".
Эти воспоминания периода 19 века описывают события, которые предваряли учебу в Малой Горной школе села  Перевозного.
Однако начального образования было недостаточно для подготовки заводских служащих. Поэтому в Воткинске в 1847 году открылось Окружное горнозаводское училище, приравненное к среднему учебно­му заведению. Здесь могли учиться мальчики, окончившие Малые Горные школы. И только очень немногие из окончивших Окружное училище поступали в Екатеринбургское горное училище.
В 1856 году в Воткинском уезде имелось 4 школы с 19 учителями и 487 учениками. На 23500 человек мужского населения в школах училось лишь 487 мальчиков, то есть один учащийся на 48 жителей мужского пола. С отменой крепостного права сеть школ стала рас­ширяться, чтобы обеспечить подготовку кадров для завода.
НАЧАЛЬНАЯ  ЗЕМСКАЯ  ШКОЛА.
В 1864 году Перевозинская Малая Горная школа была передана земству и была реорганизована в трехклассную начальную земскую школу. В земскую школу стали принимать и девочек. В 1911 году была построена типовая начальная школа с двумя классными комнатами и квартирами для учителей. В 1916 году в школе работало 3 учителя, контингент учащихся - 60 человек.
Пенсионер Ложкин А.Ф. так вспоминает о годах учебы: "Перед Октябрьской революцией я учился в 4 классе. Нас учила Коновалова Екатерина Сергеевна и священник отец Алексий. Перед началом заня­тий, стоя перед иконами, мы пели "Боже, царя храни", а в обед снова выстраивались и пели "Отче наш". Каждое воскресенье мы при­ходили в школу и учителя вели нас в церковь на молебен. Посещение церкви строго учитывалось".
В 1918 году наступили самые трудные и смутные времена, они отразились и на школе. Менялась власть, шла гражданская война, люди разделились на белых и красных. В Гольянах стояли "баржи смерти”, село обстреливали с Камы белогвардейцы. Летом 1919 года в селе была установлена власть большевиков, началась новая жизнь, в школе по вечерам стали учиться и взрослые, количество учащихся увели­чивалось.
Школа уже не вмещала всех желающих учиться, слишком мала она была, возникала необходимость строительства новой школы. К тому же в 30-е годы в стране был введен закон "О всеобщем начальном обязательном обучении", готовился новый закон "О всеобщем семи­летнем образовании".
СЕМИЛЕТНЯЯ   ШКОЛА.
В 1932 году наша школа была реорганизована в семилетнюю школу. В 1934 году директором школы был назначен Сергеев Александр Ни­колаевич. Он энергично взялся за расширение школы, и в 1935 году школа была построена. Было оборудовано 7 классных комнат, кухня, учительская, учащихся стало обучаться 400 человек. При школе был разбит большой приусадебный участок, работали литературный, хо­ровой, танцевальный кружки. В школе обучались не только перевозинские ребята, но и из соседних деревень. Интерната не было, ученики жили на частных квартирах или ходили домой. Питание в школьной столовой организовывали как могли: солили грибы, вы­ращивали овощи. Колхоз только-только образовался, ребята работали там постоянно, помогали взрослым. Было решено строить интернат, новое здание школы, чтобы проводить занятия в одну смену.
ШКОЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
В 1941 году было построено новое здание школы, которое имело 4 классные комнаты, учительскую, пионерскую, теперь занятия стали проходить в одну смену. Но наступили новые, еще более суровые испытания, наступала военная пора.
Много сил, энергий ученики и учителя отдавали пришкольному участку, работе в колхозе. Работать приходилось вручную, вместо лошадей использовали коров. На пришкольном участке выращивали овощи, пшеницу, чтобы прокормить ребят в течении учебного года.
Все учителя, кроме основной работы выполняли много обществен­ных поручений: читали лекции, ставили концерты, ходили по домам, где не было грамотных, и читали письма с фронта, собирали шерсть, рукавицы.
1943 год изменил жизнь села: в школе был открыт интернат для эвакуированного детского дома. Приехали дети, чьи родители по­гибли или пропали без вести. Началось обустройство детского до­ма. Учителя ходили по селу и собирали посуду, вещи для детей. Шили постельное белье, устанавливали мебель для прибывших ребят. Летом учителя работали воспитателями в детском доме. После войны детский дом перевели в город Воткинск.
Организацией Перевозинского детского дома до приезда детей занималась Богатырева Екатерина Павловна /сейчас она живет в дер. В.Позимь/. Когда приехали дети - 92 человека -директором работа­ла Киреева Мария Петровна. Дети - сироты нашли здесь свое спа­сение, все они пережили страшные времена, многие из них столк­нулись с фашистами, пережили смерть близких, родителей. В селе их приняли тепло, одели, обули, относились очень заботливо.
ШКОЛА  В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ.
В 1946 - 47 уч. году в Перевозинской семилетней школе имелось 10 классов, где обучалось 222 ученика. Занятия проводились в 2 смены. В школе работало 12 учителей и пионерская вожатая. Директор школы - учитель русского языка и литературы Непряхин Федор Александрович, завуч - Фертикова Анна Федоровна, учитель началь­ных классов. В школе работало много кружков: хоровой, юннатов, литературный, драматический, физкультурный.
Время оставалось очень сложным, приходилось много работать. Ученики по-прежнему сами заготавливали дрова на зиму для отопления школы. Большие силы отдавали пришкольному участку, заготавливали овощи на зиму для столовой. Круглый год помогали колхозу: косили сено, пололи поля от сорняков, собирали картофель и множество других работ выполняли дети. Как и в годы войны еще не хватало бумаги, учебников, вместо тетрадей писали на старых книгах и газетах. Чернила делали из сажи или из свеклы. Саженные чернила писали плохо, а свекольные - как настоящие. Кто плохо учил­ся, тех ребят не принимали в октябрята и пионеры. Одежда была домотканная, крашенная. Обувь - лапти, осенью на них надевали де­ревянные баклушки. Родителям трудно было содержать учеников, но в школу стремились все. Правда, не все заканчивали семилетнее обу­чение: кто-то уходил работать в колхоз, чтобы помогать семье, кто-то уходил в ФЗО /фабрично-заводское обучение/ в Кварсу и го­род.
В школе было печное отопление, керосиновое освещение. У школы была своя лошадь, завхоз управлялся с ней, выполняя разные рабо­ты: привезти дрова, продукты для столовой, увезти учителей в Кварсу или в город Воткинск. В школе имелись музыкальные инстру­менты: баян, гармонь, 2 струнных и патефон.
Школа расширялась, увеличивалось количество учеников, попол­нялся учительский коллектив. С 1959 года в Воткинском районе было введено обязательное восьмилетнее образование решением исполкома Воткинского райсовета от 13 октября 1959 года.
В школе пришлось расширять интернат, потому что увеличилось количество учеников из соседних деревень. Начальные школы были в Патраково, Паздерах, а остальные ученики вынуждены были ходить пешком или жить у родственников. А с 5-го класса все ученики учи­лись только в Перевозинской школе, поэтому она была переполнена, тем более здания были старые, классные комнаты маленькие, дети ютились в классах, не хватало парт.
В селе строили здание под больницу, но так как школа была пере­полнена, было решено передать это здание под школу. Здание не было достроено, ускорили темпы строительства. В 1968 году ученики переселились в новое здание, а в старых зданиях осталась началь­ная школа и школьные мастерские. Началась новая страница истории.
С Р Е Д Н ЯЯ  ШКОЛА.
Постановлением Совмина УАССР от 27 июня 1966 года Перевозинская восьмилетняя школа реорганизована в среднюю. В новом здании школы были оборудованы кабинеты физики, химии, математики, биологии, механизации сельского хозяйства. Юноши получали права тракториста-машиниста, девушки обучались живот­новодству.
Под чутким руководством учителя биологии Шикаловой Галины Флоровны пустырь вокруг школы превратился в цветущий сад. Были посажены деревья аллеями, сад, разбит новый пришкольный участок, организован великолепный цветник. Началась юннатская и опытная работа. Ребята летом работали в производственных бригадах: вы­ращивали свеклу, помидоры, капусту. Помимо работы вели большую работу: создавали агитбригады, ставили концерты. Производственная бригада жила в здании интерната. Вставать приходилось утром рано, нужно было поливать, полоть. В 1971 году экспонаты с опытного участка были отправлены на ВДНХ в Москву, и Перевозинская школа получила Свидетельство главного комитета ВДНХ. СССР, утверждающее ее участником выставки.                                         
Невозможно перечесть всех соревнований, в которых участвовали ученики школы. В школе имеется целый альбом грамот и выставка кубков. 3а участие и победы в лыжных, легкоатлетических, стрел­ковых и множестве других соревнований.
Особой строкой в истории школы записана работа с лесничествами. Добрая традиция нашей школы - участие в посадке саженцев деревьев. Это происходит каждую весну. Что может быть более благородного, чем посадка деревьев.                       
В 1975 году рядом со школой было построено новое двухэтажное небольшое здание, состоящее из 8 комнат для начальной школы. Несколько раз пытались начать строительство новой школы, но долго это было безуспешным. 10 лет идет строительство в центре села, рядом со спортзалом. Надеемся, что скоро это здание войдет в строй.
Вот и пролистали мы страницы истории нашей школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
При подготовке данного реферата был собран материал, который составил приложение к реферату. Это - альбомы, грамоты, подборка об учителях "Они работали в нашей школе", фотографии, архивные выписки.
Оказалось очень интересным узнать события давно минувших дет, сравнить, как жили, учились, работали ученики школы, кто их учил и воспитывал. С большой благодарностью мы отзываемся о тех, кто помог нам в этой сложной работе - это учителя-ветераны: Еремина Вален­тина Александровна, завуч, учитель географии, дочь директора школы Сергеева Александра Николаевича; Варламова Анна Петровна-учитель начальных классов; Вахрушева Степанида Алексеевна - учитель биологии; Фонарева Александра Корниловна - учитель русс­кого языка и литературы, завуч; Щенина Александра Илларионовна - учитель начальных классов; Гусева Лариса Федоровна - библиотекарь школы.
Надеемся, что эта работа будет продолжена и мы сможем еще найти и описать интересные страницы школьной истории.

В  1997-98 учебном году Перевозинская средняя школа отметила свое 170-летие. Наша школа является самой старой в районе. Ее ис­тория тесно связана с Воткинским железоделательным заводом, с Земством Перевозинской волости, с колхозом "Новая жизнь". Школа обучила и воспитала много поколений. К вечеру встречи выпускни­ков была сделана попытка систематизировать собранный не одним поколением материал по истории Перевозинской школы. В сборе ма­териалов приняли участие учителя, ученики и выпускники школы. Чем больше мы занимались изучением истории школы, тем больше откры­валось новых неизученных страниц.
Одновременно с изучением истории школы, шло знакомство с ис­торией завода, колхоза. В ходе работы многие люди вспомнили вре­мена, ушедшие в историю, людей, которых уже нет рядом с нами, со­бытия, которые бурным потоком проходили в стенах школы. Ученики узнали, что школа имела несколько зданий, с каким трудом жителям села давалось строительство каждого здания школы, сравнили это с современным состоянием строительства новой школы.
Учителя - ветераны с большим трепетом вспоминали, сколько сил, любви, времени отдали они родной школе, сколько поколений детей вырастили. А выпускники с нежностью и любовью отзывались об учите­лях, одноклассниках. Всех объединил вечер встречи, на котором прозвучало много добрых слов, произошло много встреч, а школа наполнилась воспоминаниями, мечтами.
Целью данной работы является возможность на основе собранного материала написать историю Перевозинской школы с 1828 по 1998 годы, систематизировать материал по этой теме, познакомить с этими материалами всех заинтересованных, привлечь внимание к  исто­рии маленькой сельской школы.
В ходе работы выяснилось, что целую исследовательскую работу можно посвятить таким периодам развития школы, как пионерское и комсомольское движение. Поэтому в данном реферате эти вопросы не освещаются, а работа, связанная с этими темами, будет продолже­на и систематизирована в следующие годы.
При подготовке материала использованы документы районного ар­хива, материалы местной печати, проведены встречи, беседы с ве­теранами труда в стенах школы. В итоге работы в школе была про­ведена познавательная игра "История села, история школы".




ПЕРЕВОЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. СТРАНИЦЫ ИСТОРГ.




Варламова Ирина
Ученица 10 класса.
                                                                            Учитель: Бочкарева Я.З.                 



1.   КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БОТКИНСКОГО ЖЕЯЕЗОДЕЛАТЕЛЬНОГО ЗАВОДА.

В 1757 граф П.И.Шувалов добился от правительства разрешения построить железоделательный завод на реке Вотке. Для этого было выбрано место в 4-х км от впадения Вотки в реку Сиву. Вокруг простирался большой массив леса. Возведение плотины и поселка началось в 1757 году силами нескольких тысяч приписанных к бу­дущему заводу крестьян из близлежащих деревень Казанской гу­бернии.
Строительство началось в 1758 году, а уже осенью 1759 года он был пущен в действие и выдал первую продукцию - кричное же­лезо. Производство расширялось, работали фабрики по выделке сорто­вого и листового железа, якорная - по изготовлению малых якорей, с 19 века возникло новое направление - машиностроение.
С каждым годом требовалось все больше и больше рабочих, мас­теров, но крестьяне не шли добровольно на заводскую .работу. Поэтому крестьян принуждали отрабатывать на заводе "подушную подать". Крестьянский двор должен был уплатить в среднем по 4 рубля 48 копеек податей в год. На отработку подати за весь двор каждый трудоспособный крестьянин затрачивал до 214 дней в году. На работу в своем хозяйстве времени у него не оставалось.
Реформа 1807 года заменила приписных крестьян непременными работниками. Из каждой тысячи приписных выделяли 58 непременных и закрепляли их за заводом, они должны были отработать 250 дней в году. Широко применялся на заводе детский труд. Подростки с 15 лет привлекались к заводским работам, а с 18 лет для них начина­лась действительная служба, которая продолжалась 35 лет. После этого мастерового увольняли в отставку и, если он работал "бес­порочно", то мог получать 3-рублевую пенсию в год.
Никакими правами мастеровые не пользовались, за невыполнение нарядов их штрафовали и сурово наказывали. За побеги били шпиц­рутенами, садили в острог, заковывали в кандалы или отправляли на сибирские заводы.
Заводу требовались мастера, они должны были быть грамотными. Первая школа в Воткинске была открыта в 1807 году, здесь стали обучать мальчиков, готовили кадры для завода.
В 1828 году в Воткинске начал сооружаться комплекс новых кирпичных производственных зданий, центром которых явилась Нико­лаевская фабрика с башней. В этом же году в селе Перевозное была открыта Малая Горная школа.

2.   ИСТОРИЯ  ПЕРЕВОЗИНСКОЙ ШКОЛЫ.
МАЛАЯ ГОРНАЯ ШКОЛА.
Крестьяне села Перевозное были приписаны к Воткинскому железо­делательному заводу. Они были обязаны обеспечивать завод дровами, транспортом, а также пополнять ряды мастеровых завода. Заводу всегда были нужны грамотные люди: писари, счетоводы, кладовщики, чертежники. Развитие производства требовало грамотных мастеров и техников. Обучение велось сначала только в Воткинске.
А в 1827 - 1828 учебном году начала свою работу Малая Горная школа в селе Перевозной. Школа имела двухлетний курс обучения. Из архивных материалов известно, что в школе обучалось 30 маль­чиков. Помимо занятий в школе, в воскресенье дети посещали воскресную школу при церкви, стояли на воскресной службе, причащались.
Во времена крепостного права учение было нелегким. Науки порой вколачивались в учеников розгами. Родители не всегда охотно отда­вали своих детей в школу, поэтому набор учащихся производился принудительно. Существовал порядок очередности и разверстки меж­ду селениями.
В летописи школы есть воспоминания пенсионера Я.И.Фертикова из деревни Новые Фертики /Фотены/, записанные в 1958 году:
"Когда моему отцу исполнилось 11 лет, пришло в деревню распоря­жение от Управляющего заводом прислать двух мальчиков на учение. Поднялся по деревне стон и плач. Не было ни у кого охоты посылать своих детей в школу. Тогда собрали сход, порешили бросить жребий, кому идти учиться. Жребий пал на моего отца и другого мальчика. С плачем и причитаниями провожали домашние моего отца на учение в школу, зная, что горькая предстоит ему жизнь, через синяки и побои придется одолевать премудрость науки".
Эти воспоминания периода 19 века описывают события, которые предваряли учебу в Малой Горной школе села  Перевозного.
Однако начального образования было недостаточно для подготовки заводских служащих. Поэтому в Воткинске в 1847 году открылось Окружное горнозаводское училище, приравненное к среднему учебно­му заведению. Здесь могли учиться мальчики, окончившие Малые Горные школы. И только очень немногие из окончивших Окружное училище поступали в Екатеринбургское горное училище.
В 1856 году в Воткинском уезде имелось 4 школы с 19 учителями и 487 учениками. На 23500 человек мужского населения в школах училось лишь 487 мальчиков, то есть один учащийся на 48 жителей мужского пола. С отменой крепостного права сеть школ стала рас­ширяться, чтобы обеспечить подготовку кадров для завода.
НАЧАЛЬНАЯ  ЗЕМСКАЯ  ШКОЛА.
В 1864 году Перевозинская Малая Горная школа была передана земству и была реорганизована в трехклассную начальную земскую школу. В земскую школу стали принимать и девочек. В 1911 году была построена типовая начальная школа с двумя классными комнатами и квартирами для учителей. В 1916 году в школе работало 3 учителя, контингент учащихся - 60 человек.
Пенсионер Ложкин А.Ф. так вспоминает о годах учебы: "Перед Октябрьской революцией я учился в 4 классе. Нас учила Коновалова Екатерина Сергеевна и священник отец Алексий. Перед началом заня­тий, стоя перед иконами, мы пели "Боже, царя храни", а в обед снова выстраивались и пели "Отче наш". Каждое воскресенье мы при­ходили в школу и учителя вели нас в церковь на молебен. Посещение церкви строго учитывалось".
В 1918 году наступили самые трудные и смутные времена, они отразились и на школе. Менялась власть, шла гражданская война, люди разделились на белых и красных. В Гольянах стояли "баржи смерти”, село обстреливали с Камы белогвардейцы. Летом 1919 года в селе была установлена власть большевиков, началась новая жизнь, в школе по вечерам стали учиться и взрослые, количество учащихся увели­чивалось.
Школа уже не вмещала всех желающих учиться, слишком мала она была, возникала необходимость строительства новой школы. К тому же в 30-е годы в стране был введен закон "О всеобщем начальном обязательном обучении", готовился новый закон "О всеобщем семи­летнем образовании".
СЕМИЛЕТНЯЯ   ШКОЛА.
В 1932 году наша школа была реорганизована в семилетнюю школу. В 1934 году директором школы был назначен Сергеев Александр Ни­колаевич. Он энергично взялся за расширение школы, и в 1935 году школа была построена. Было оборудовано 7 классных комнат, кухня, учительская, учащихся стало обучаться 400 человек. При школе был разбит большой приусадебный участок, работали литературный, хо­ровой, танцевальный кружки. В школе обучались не только перевозинские ребята, но и из соседних деревень. Интерната не было, ученики жили на частных квартирах или ходили домой. Питание в школьной столовой организовывали как могли: солили грибы, вы­ращивали овощи. Колхоз только-только образовался, ребята работали там постоянно, помогали взрослым. Было решено строить интернат, новое здание школы, чтобы проводить занятия в одну смену.
ШКОЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
В 1941 году было построено новое здание школы, которое имело 4 классные комнаты, учительскую, пионерскую, теперь занятия стали проходить в одну смену. Но наступили новые, еще более суровые испытания, наступала военная пора.
Много сил, энергий ученики и учителя отдавали пришкольному участку, работе в колхозе. Работать приходилось вручную, вместо лошадей использовали коров. На пришкольном участке выращивали овощи, пшеницу, чтобы прокормить ребят в течении учебного года.
Все учителя, кроме основной работы выполняли много обществен­ных поручений: читали лекции, ставили концерты, ходили по домам, где не было грамотных, и читали письма с фронта, собирали шерсть, рукавицы.
1943 год изменил жизнь села: в школе был открыт интернат для эвакуированного детского дома. Приехали дети, чьи родители по­гибли или пропали без вести. Началось обустройство детского до­ма. Учителя ходили по селу и собирали посуду, вещи для детей. Шили постельное белье, устанавливали мебель для прибывших ребят. Летом учителя работали воспитателями в детском доме. После войны детский дом перевели в город Воткинск.
Организацией Перевозинского детского дома до приезда детей занималась Богатырева Екатерина Павловна /сейчас она живет в дер. В.Позимь/. Когда приехали дети - 92 человека -директором работа­ла Киреева Мария Петровна. Дети - сироты нашли здесь свое спа­сение, все они пережили страшные времена, многие из них столк­нулись с фашистами, пережили смерть близких, родителей. В селе их приняли тепло, одели, обули, относились очень заботливо.
ШКОЛА  В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ.
В 1946 - 47 уч. году в Перевозинской семилетней школе имелось 10 классов, где обучалось 222 ученика. Занятия проводились в 2 смены. В школе работало 12 учителей и пионерская вожатая. Директор школы - учитель русского языка и литературы Непряхин Федор Александрович, завуч - Фертикова Анна Федоровна, учитель началь­ных классов. В школе работало много кружков: хоровой, юннатов, литературный, драматический, физкультурный.
Время оставалось очень сложным, приходилось много работать. Ученики по-прежнему сами заготавливали дрова на зиму для отопления школы. Большие силы отдавали пришкольному участку, заготавливали овощи на зиму для столовой. Круглый год помогали колхозу: косили сено, пололи поля от сорняков, собирали картофель и множество других работ выполняли дети. Как и в годы войны еще не хватало бумаги, учебников, вместо тетрадей писали на старых книгах и газетах. Чернила делали из сажи или из свеклы. Саженные чернила писали плохо, а свекольные - как настоящие. Кто плохо учил­ся, тех ребят не принимали в октябрята и пионеры. Одежда была домотканная, крашенная. Обувь - лапти, осенью на них надевали де­ревянные баклушки. Родителям трудно было содержать учеников, но в школу стремились все. Правда, не все заканчивали семилетнее обу­чение: кто-то уходил работать в колхоз, чтобы помогать семье, кто-то уходил в ФЗО /фабрично-заводское обучение/ в Кварсу и го­род.
В школе было печное отопление, керосиновое освещение. У школы была своя лошадь, завхоз управлялся с ней, выполняя разные рабо­ты: привезти дрова, продукты для столовой, увезти учителей в Кварсу или в город Воткинск. В школе имелись музыкальные инстру­менты: баян, гармонь, 2 струнных и патефон.
Школа расширялась, увеличивалось количество учеников, попол­нялся учительский коллектив. С 1959 года в Воткинском районе было введено обязательное восьмилетнее образование решением исполкома Воткинского райсовета от 13 октября 1959 года.
В школе пришлось расширять интернат, потому что увеличилось количество учеников из соседних деревень. Начальные школы были в Патраково, Паздерах, а остальные ученики вынуждены были ходить пешком или жить у родственников. А с 5-го класса все ученики учи­лись только в Перевозинской школе, поэтому она была переполнена, тем более здания были старые, классные комнаты маленькие, дети ютились в классах, не хватало парт.
В селе строили здание под больницу, но так как школа была пере­полнена, было решено передать это здание под школу. Здание не было достроено, ускорили темпы строительства. В 1968 году ученики переселились в новое здание, а в старых зданиях осталась началь­ная школа и школьные мастерские. Началась новая страница истории.
С Р Е Д Н ЯЯ  ШКОЛА.
Постановлением Совмина УАССР от 27 июня 1966 года Перевозинская восьмилетняя школа реорганизована в среднюю. В новом здании школы были оборудованы кабинеты физики, химии, математики, биологии, механизации сельского хозяйства. Юноши получали права тракториста-машиниста, девушки обучались живот­новодству.
Под чутким руководством учителя биологии Шикаловой Галины Флоровны пустырь вокруг школы превратился в цветущий сад. Были посажены деревья аллеями, сад, разбит новый пришкольный участок, организован великолепный цветник. Началась юннатская и опытная работа. Ребята летом работали в производственных бригадах: вы­ращивали свеклу, помидоры, капусту. Помимо работы вели большую работу: создавали агитбригады, ставили концерты. Производственная бригада жила в здании интерната. Вставать приходилось утром рано, нужно было поливать, полоть. В 1971 году экспонаты с опытного участка были отправлены на ВДНХ в Москву, и Перевозинская школа получила Свидетельство главного комитета ВДНХ. СССР, утверждающее ее участником выставки.                                         
Невозможно перечесть всех соревнований, в которых участвовали ученики школы. В школе имеется целый альбом грамот и выставка кубков. 3а участие и победы в лыжных, легкоатлетических, стрел­ковых и множестве других соревнований.
Особой строкой в истории школы записана работа с лесничествами. Добрая традиция нашей школы - участие в посадке саженцев деревьев. Это происходит каждую весну. Что может быть более благородного, чем посадка деревьев.                       
В 1975 году рядом со школой было построено новое двухэтажное небольшое здание, состоящее из 8 комнат для начальной школы. Несколько раз пытались начать строительство новой школы, но долго это было безуспешным. 10 лет идет строительство в центре села, рядом со спортзалом. Надеемся, что скоро это здание войдет в строй.
Вот и пролистали мы страницы истории нашей школы.
При подготовке данного реферата был собран материал, который составил приложение к реферату. Это - альбомы, грамоты, подборка об учителях "Они работали в нашей школе", фотографии, архивные выписки.
Оказалось очень интересным узнать события давно минувших дет, сравнить, как жили, учились, работали ученики школы, кто их учил и воспитывал. С большой благодарностью мы отзываемся о тех, кто помог нам в этой сложной работе - это учителя-ветераны: Еремина Вален­тина Александровна, завуч, учитель географии, дочь директора школы Сергеева Александра Николаевича; Варламова Анна Петровна-учитель начальных классов; Вахрушева Степанида Алексеевна - учитель биологии; Фонарева Александра Корниловна - учитель русс­кого языка и литературы, завуч; Щенина Александра Илларионовна - учитель начальных классов; Гусева Лариса Федоровна - библиотекарь школы.
Надеемся, что эта работа будет продолжена и мы сможем еще найти и описать интересные страницы школьной истории.

В  1997-98 учебном году Перевозинская средняя школа отметила свое 170-летие. Наша школа является самой старой в районе. Ее ис­тория тесно связана с Воткинским железоделательным заводом, с Земством Перевозинской волости, с колхозом "Новая жизнь". Школа обучила и воспитала много поколений. К вечеру встречи выпускни­ков была сделана попытка систематизировать собранный не одним поколением материал по истории Перевозинской школы. В сборе ма­териалов приняли участие учителя, ученики и выпускники школы. Чем больше мы занимались изучением истории школы, тем больше откры­валось новых неизученных страниц.
Одновременно с изучением истории школы, шло знакомство с ис­торией завода, колхоза. В ходе работы многие люди вспомнили вре­мена, ушедшие в историю, людей, которых уже нет рядом с нами, со­бытия, которые бурным потоком проходили в стенах школы. Ученики узнали, что школа имела несколько зданий, с каким трудом жителям села давалось строительство каждого здания школы, сравнили это с современным состоянием строительства новой школы.
Учителя - ветераны с большим трепетом вспоминали, сколько сил, любви, времени отдали они родной школе, сколько поколений детей вырастили. А выпускники с нежностью и любовью отзывались об учите­лях, одноклассниках. Всех объединил вечер встречи, на котором прозвучало много добрых слов, произошло много встреч, а школа наполнилась воспоминаниями, мечтами.
Целью данной работы является возможность на основе собранного материала написать историю Перевозинской школы с 1828 по 1998 годы, систематизировать материал по этой теме, познакомить с этими материалами всех заинтересованных, привлечь внимание к  исто­рии маленькой сельской школы.
В ходе работы выяснилось, что целую исследовательскую работу можно посвятить таким периодам развития школы, как пионерское и комсомольское движение. Поэтому в данном реферате эти вопросы не освещаются, а работа, связанная с этими темами, будет продолже­на и систематизирована в следующие годы.
При подготовке материала использованы документы районного ар­хива, материалы местной печати, проведены встречи, беседы с ве­теранами труда в стенах школы. В итоге работы в школе была про­ведена познавательная игра "История села, история школы".

2010 год

















































































2004 год




















1994 год

































1992-1993 годы












1989 год









1987-1988 годы














1984 год

























1982-1983 годы
















80-е годы.













1979 год









































1972-1973 годы




















История в лицах 
50-60 годы






















1967-1968 годы. 










































На этой фотографии изображены: справа Лариса Федоровна, сзади Бочкарева Валентина Александровна. (25 мая 1970 г.) 





Бочкарева Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы. (17 лет)




История Перевозинской школы в датах.
·        1807 год- при Воткинском заводе открыта первая школа.
·        1827 год- для детей непременных работников, Воткинский завод открывает школу в селе Перевозное. Она называлась Малая горная школа и имела двухлетний курс обучения.
·        1856 год – при Воткинском заводе имелось четыре школы, где работало 19 учителей и 487 учеников.
·        1864 год- Перевозинская Малая горная школа была передана земству и реорганизована в трехклассную начальную земскую школу. В земскую школу принимали и девочек. В таком состоянии школа работала до 1911 года в домах арендуемых у зажиточных крестьян.
·        1911 год – построена школа с двумя классными комнатами и квартирами для учителей.
·        1916 год- в школе работало три учителя, количество учащихся было около 60.
Из воспоминаний Александра Федоровича Ложкина: «Перед Октябрьской революцией, я учился в 4 классе. Нас учила Коновалова Екатерина Сергеевна и священник отец Алексей. Перед началом занятий, стоя перед иконами, мы пели «Боже царя храни», а в обед пели «Отче наш»».
 Из воспоминаний Ложкиной Анастасии Илларионовны: «Я училась в земской школе три года. В то время работала учительницей Софья Константиновна Кривоногова. Мы учили арифметику, грамматику. Здесь изучали географию, историю, естествознание, геометрию- по этим предметам учила Анна Владимировна, затем приехала из Ижевска Клавдия Александровна Александрова. Все занятия начинались с молитв. »
1918 год- в Воткинском районе власть захватили эсеры-белогвардейцы. Начался жесточайший Юрьевский террор.
Из воспоминаний пенсионерки Ложкиной Екатерины Семеновны:  «В1918 году я училась в первом классе. Жесткостью белогвардейцев мы были страшно напуганы. Нас учила учительница Пальмова Екатерина Константиновна. В школе работали еще две ее сестры. Также перед занятиями пели «Боже царя храни». В ноябре Красная Армия изгнала белогвардейцев. Учительница продиктовала нам «Интернационал» и мы перед уроками исполняли его. А в начале апреля пришли колчаковцы, и перепуганные учителя и священник отец Алексей нас снова заставил петь «Боже царя храни», хотя говорят, что в это время царь и его семья были расстреляны. Летом этого же года Красная Армия окончательно изгнала белогвардейцев. С белогвардейцами бежал и отец Алексей.»
·        1929 год - образован колхоз «Новая жизнь». В стране готовился закон «О 7-ем образовании». Желающих учится, было много. Классных комнат в школе не хватало.
·        1953 год – построена новая школа, оборудовано 7 классных комнат, учительская, кухня для приготовления горячего питания учащимся, библиотека, мастерские, количество учащихся было до 400 человек. В 1935 году был первый выпуск учащихся из 7 класса. В районной газете «Летний путь» от 28 мая 1935 года в статье «Первый день испытаний» было написано: «Прекрасное майское утро. Широкие просторы полей и улиц залиты золотыми лучами солнца. На просторном дворе Перевозинской школы особенно оживлено. Но вот послышался звон колокольчика – это звонок на места. Густой лавиной дети бегут в широкие двери школы. Преподаватели, района и общественности разошлись по классам. Началась проверка знаний учащихся, которые они получили в стенах школы за все время пребывания на школьной скамье. В 7 классе география. Учащиеся показывают прекрасные знания предмета и владения картой. Многие ребята получили «отлично». Раздался звонок. Короткая беседа с учащимися заведующей района т. Костинской. После добрых пожеланий ребята шумной толпой выходили из школы…»
·        1941 год - началась война. Отцы уходили на фронт. С фронта приходили тревожные, печальные вести. Многие заботы и трудности легли на плечи детей того времени. В школе не хватало дров. Учителя и ученики сами заготавливали дрова в лесу, пилили и кололи. Не хватало керосина для ламп, коптилкой и лучиной выполняли домашнее задание. Бумаги не было. Писали на газетах , старых книгах. Чернила делали из красной свеклы и сажи. Учебников не хватало. А в колхозе остро ощущалась нехватка рабочей силы. Помогали школьники, собирали колоски в поле, убирали овощи. А еще ребята шили кисеты, вязали носки и варежки, собирали по домам теплую одежду и все это отправляли на фронт бойцам. Подростков мобилизовали для учебы в ФЗУ, чтобы готовить смену для работы на заводе. И потому многие так и не закончили школу.
·        1943 год – в одном и здании был размещен эвакуированный дом ребенка.
·        1945 год - на школьном дворе построено новое здание школы, которое имело 4 классные комнаты, учительскую и пионерскую. Теперь учащиеся получили возможность заниматься в одну смену.
·        1966 год - восьмилетняя школа реорганизована в среднюю школу. Директором  назначен Калашников Анатолий Трофимович, опытный педагог, хороший организатор.
·        1968 год - завершилось строительство нового кирпичного здания. Оно было отдано под школу. Где разместилось семь классов площадью около 400 кв.м., кабинет химии- 42 кв.м., спортивный зал- 85 кв.м., пионерская комната и библиотека. И в этом же году состоялся первый выпуск десятиклассников. Из 15 выпускников многие остались в родном селе.
·        1971год - Перевозинская средняя школа была участницей выставки  ВДНХ. Она вырастила рекордный урожай капусты.
·        1974 год - школа работает по кабинетной системе. Кабинеты оснащены современным оборудованием. Есть кабинет домоводства, который похож на маленькую швейную мастерскую.
·        1977-1978  учебные годы - школа праздновала 150 летие. К этой дате было приобретено оборудование для лингафонного кабинета иностранного  языка. На его оборудование затрачено 1200 рублей. К юбилею школы колхоз подарил  электромузыкальные инструменты и цветной телевизор.
·        1978 год- в селе открылась первая музыкальная школа, где обучались дети игре на баяне, фортепиано, струнных музыкальных инструментах.
·        1978 год- построен огромный спортивный зал.
·        1990- 1991 года заложили фундамент нового двухэтажного здания школы.
·        1998 год- отмечали 170 лет Перевозинской школе.
·        2000 год в декабре – сдано новое здание школы.
·        2001 год- в конце третьей четверти ученики и учителя переезжают в новое красивое здание современной школы.
ИСТОРИЯ ШКОЛЫ ПРОДОЛЖАЕТСЯ…




Комментариев нет:

Отправить комментарий