Из исторического альбома.
(Воткинский районный архив)
ПЕРЕВОЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ.
Варламова
Ирина
Ученица
10 класса.
Учитель: Бочкарева Я.З.
1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БОТКИНСКОГО
ЖЕЯЕЗОДЕЛАТЕЛЬНОГО ЗАВОДА.
В 1757 граф П.И.Шувалов добился от
правительства разрешения построить железоделательный завод на реке Вотке. Для
этого было выбрано место в 4-х км от впадения Вотки в реку Сиву. Вокруг
простирался большой массив леса. Возведение плотины и поселка началось в 1757
году силами нескольких тысяч приписанных к будущему заводу крестьян из близлежащих
деревень Казанской губернии.
Строительство началось в 1758 году, а
уже осенью 1759 года он был пущен в действие и выдал первую продукцию - кричное
железо. Производство расширялось, работали фабрики по выделке сортового и
листового железа, якорная - по изготовлению малых якорей, с 19 века возникло
новое направление - машиностроение.
С каждым годом требовалось все больше и
больше рабочих, мастеров, но крестьяне не шли добровольно на заводскую
.работу. Поэтому крестьян принуждали отрабатывать на заводе "подушную
подать". Крестьянский двор должен был уплатить в среднем по 4 рубля 48
копеек податей в год. На отработку подати за весь двор каждый трудоспособный
крестьянин затрачивал до 214 дней в году. На работу в своем хозяйстве времени у
него не оставалось.
Реформа 1807 года заменила приписных
крестьян непременными работниками. Из каждой тысячи приписных выделяли 58
непременных и закрепляли их за заводом, они должны были отработать 250 дней в
году. Широко применялся на заводе детский труд. Подростки с 15 лет привлекались
к заводским работам, а с 18 лет для них начиналась действительная служба,
которая продолжалась 35 лет. После этого мастерового увольняли в отставку и,
если он работал "беспорочно", то мог получать 3-рублевую пенсию в
год.
Никакими правами мастеровые не
пользовались, за невыполнение нарядов их штрафовали и сурово наказывали. За
побеги били шпицрутенами, садили в острог, заковывали в кандалы или отправляли
на сибирские заводы.
Заводу требовались мастера, они должны
были быть грамотными. Первая школа в Воткинске была открыта в 1807 году, здесь
стали обучать мальчиков, готовили кадры для завода.
В 1828 году в Воткинске начал сооружаться комплекс новых
кирпичных производственных зданий, центром которых явилась Николаевская
фабрика с башней. В этом же году в селе Перевозное была открыта Малая Горная
школа.
2. ИСТОРИЯ
ПЕРЕВОЗИНСКОЙ ШКОЛЫ.
МАЛАЯ ГОРНАЯ ШКОЛА.
Крестьяне села Перевозное были
приписаны к Воткинскому железоделательному заводу. Они были обязаны
обеспечивать завод дровами, транспортом, а также пополнять ряды мастеровых
завода. Заводу всегда были нужны грамотные люди: писари, счетоводы, кладовщики,
чертежники. Развитие производства требовало грамотных мастеров и техников.
Обучение велось сначала только в Воткинске.
А в 1827 - 1828 учебном году начала
свою работу Малая Горная школа в селе Перевозной. Школа имела двухлетний курс
обучения. Из архивных материалов известно, что в школе обучалось 30 мальчиков.
Помимо занятий в школе, в воскресенье дети посещали воскресную школу при
церкви, стояли на воскресной службе, причащались.
Во времена крепостного права учение
было нелегким. Науки порой вколачивались в учеников розгами. Родители не всегда
охотно отдавали своих детей в школу, поэтому набор учащихся производился
принудительно. Существовал порядок очередности и разверстки между селениями.
В летописи школы есть воспоминания
пенсионера Я.И.Фертикова из деревни Новые Фертики /Фотены/, записанные в 1958
году:
"Когда моему отцу исполнилось 11 лет, пришло в деревню
распоряжение от Управляющего заводом прислать двух мальчиков на учение.
Поднялся по деревне стон и плач. Не было ни у кого охоты посылать своих детей в
школу. Тогда собрали сход, порешили бросить жребий, кому идти учиться. Жребий
пал на моего отца и другого мальчика. С плачем и причитаниями провожали
домашние моего отца на учение в школу, зная, что горькая предстоит ему жизнь,
через синяки и побои придется одолевать премудрость науки".
Эти воспоминания периода 19 века
описывают события, которые предваряли учебу в Малой Горной школе села Перевозного.
Однако начального образования было
недостаточно для подготовки заводских служащих. Поэтому в Воткинске в 1847 году
открылось Окружное горнозаводское училище, приравненное к среднему учебному
заведению. Здесь могли учиться мальчики, окончившие Малые Горные школы. И
только очень немногие из окончивших Окружное училище поступали в
Екатеринбургское горное училище.
В 1856 году в Воткинском уезде имелось 4 школы с 19
учителями и 487 учениками. На 23500 человек мужского населения в школах училось
лишь 487 мальчиков, то есть один учащийся на 48 жителей мужского пола. С
отменой крепостного права сеть школ стала расширяться, чтобы обеспечить
подготовку кадров для завода.
НАЧАЛЬНАЯ ЗЕМСКАЯ
ШКОЛА.
В 1864 году Перевозинская
Малая Горная школа была передана земству и была реорганизована в трехклассную
начальную земскую школу. В земскую школу стали принимать и девочек. В 1911 году
была построена типовая начальная школа с двумя классными комнатами и квартирами
для учителей. В 1916 году в школе работало 3 учителя, контингент учащихся - 60
человек.
Пенсионер Ложкин А.Ф. так вспоминает о
годах учебы: "Перед Октябрьской революцией я учился в 4 классе. Нас учила
Коновалова Екатерина Сергеевна и священник отец Алексий. Перед началом занятий,
стоя перед иконами, мы пели "Боже, царя храни", а в обед снова
выстраивались и пели "Отче наш". Каждое воскресенье мы приходили в
школу и учителя вели нас в церковь на молебен. Посещение церкви строго
учитывалось".
В 1918 году наступили самые трудные и
смутные времена, они отразились и на школе. Менялась власть, шла гражданская
война, люди разделились на белых и красных. В Гольянах стояли "баржи
смерти”, село обстреливали с Камы белогвардейцы. Летом 1919 года в селе была
установлена власть большевиков, началась новая жизнь, в школе по вечерам стали
учиться и взрослые, количество учащихся увеличивалось.
Школа уже не вмещала всех желающих
учиться, слишком мала она была, возникала необходимость строительства новой
школы. К тому же в 30-е годы в стране был введен закон "О всеобщем
начальном обязательном обучении", готовился новый закон "О всеобщем
семилетнем образовании".
СЕМИЛЕТНЯЯ ШКОЛА.
В 1932 году наша школа была реорганизована в семилетнюю
школу. В 1934 году директором школы был назначен Сергеев Александр Николаевич.
Он энергично взялся за расширение школы, и в 1935 году школа была построена.
Было оборудовано 7 классных комнат, кухня, учительская, учащихся стало
обучаться 400 человек. При школе был разбит большой приусадебный участок,
работали литературный, хоровой, танцевальный кружки. В школе обучались не
только перевозинские ребята, но и из соседних деревень. Интерната не было,
ученики жили на частных квартирах или ходили домой. Питание в школьной столовой
организовывали как могли: солили грибы, выращивали овощи. Колхоз только-только
образовался, ребята работали там постоянно, помогали взрослым. Было решено
строить интернат, новое здание школы, чтобы проводить занятия в одну смену.
ШКОЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЫ.
В 1941 году было построено новое здание
школы, которое имело 4 классные комнаты, учительскую, пионерскую, теперь
занятия стали проходить в одну смену. Но наступили новые, еще более суровые
испытания, наступала военная пора.
Много сил, энергий ученики и учителя
отдавали пришкольному участку, работе в колхозе. Работать приходилось вручную,
вместо лошадей использовали коров. На пришкольном участке выращивали овощи,
пшеницу, чтобы прокормить ребят в течении учебного года.
Все учителя, кроме основной работы
выполняли много общественных поручений: читали лекции, ставили концерты,
ходили по домам, где не было грамотных, и читали письма с фронта, собирали
шерсть, рукавицы.
1943 год изменил жизнь села: в школе
был открыт интернат для эвакуированного детского дома. Приехали дети, чьи
родители погибли или пропали без вести. Началось обустройство детского дома.
Учителя ходили по селу и собирали посуду, вещи для детей. Шили постельное
белье, устанавливали мебель для прибывших ребят. Летом учителя работали
воспитателями в детском доме. После войны детский дом перевели в город
Воткинск.
Организацией Перевозинского детского
дома до приезда детей занималась Богатырева Екатерина Павловна /сейчас она
живет в дер. В.Позимь/. Когда приехали дети - 92 человека -директором работала
Киреева Мария Петровна. Дети - сироты нашли здесь свое спасение, все они
пережили страшные времена, многие из них столкнулись с фашистами, пережили
смерть близких, родителей. В селе их приняли тепло, одели, обули, относились
очень заботливо.
ШКОЛА
В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ.
В 1946 - 47 уч. году в Перевозинской
семилетней школе имелось 10 классов, где обучалось 222 ученика. Занятия
проводились в 2 смены. В школе работало 12 учителей и пионерская вожатая.
Директор школы - учитель русского языка и литературы Непряхин Федор
Александрович, завуч - Фертикова Анна Федоровна, учитель начальных классов. В
школе работало много кружков: хоровой, юннатов, литературный, драматический,
физкультурный.
Время оставалось очень сложным,
приходилось много работать. Ученики по-прежнему сами заготавливали дрова на
зиму для отопления школы. Большие силы отдавали пришкольному участку,
заготавливали овощи на зиму для столовой. Круглый год помогали колхозу: косили
сено, пололи поля от сорняков, собирали картофель и множество других работ
выполняли дети. Как и в годы войны еще не хватало бумаги, учебников, вместо
тетрадей писали на старых книгах и газетах. Чернила делали из сажи или из
свеклы. Саженные чернила писали плохо, а свекольные - как настоящие. Кто плохо
учился, тех ребят не принимали в октябрята и пионеры. Одежда была домотканная,
крашенная. Обувь - лапти, осенью на них надевали деревянные баклушки.
Родителям трудно было содержать учеников, но в школу стремились все. Правда, не
все заканчивали семилетнее обучение: кто-то уходил работать в колхоз, чтобы
помогать семье, кто-то уходил в ФЗО /фабрично-заводское обучение/ в Кварсу и город.
В школе было печное отопление,
керосиновое освещение. У школы была своя лошадь, завхоз управлялся с ней,
выполняя разные работы: привезти дрова, продукты для столовой, увезти учителей
в Кварсу или в город Воткинск. В школе имелись музыкальные инструменты: баян,
гармонь, 2 струнных и патефон.
Школа расширялась, увеличивалось
количество учеников, пополнялся учительский коллектив. С 1959 года в
Воткинском районе было введено обязательное восьмилетнее образование решением
исполкома Воткинского райсовета от 13 октября 1959 года.
В школе пришлось расширять интернат,
потому что увеличилось количество учеников из соседних деревень. Начальные
школы были в Патраково, Паздерах, а остальные ученики вынуждены были ходить
пешком или жить у родственников. А с 5-го класса все ученики учились только в
Перевозинской школе, поэтому она была переполнена, тем более здания были
старые, классные комнаты маленькие, дети ютились в классах, не хватало парт.
В селе строили здание под больницу, но
так как школа была переполнена, было решено передать это здание под школу.
Здание не было достроено, ускорили темпы строительства. В 1968 году ученики
переселились в новое здание, а в старых зданиях осталась начальная школа и
школьные мастерские. Началась новая страница истории.
С Р Е Д Н ЯЯ ШКОЛА.
Постановлением Совмина УАССР от 27 июня
1966 года Перевозинская восьмилетняя школа реорганизована в среднюю. В новом
здании школы были оборудованы кабинеты физики, химии, математики, биологии,
механизации сельского хозяйства. Юноши получали права тракториста-машиниста,
девушки обучались животноводству.
Под
чутким руководством учителя биологии Шикаловой Галины Флоровны пустырь вокруг
школы превратился в цветущий сад. Были посажены деревья аллеями, сад, разбит
новый пришкольный участок, организован великолепный цветник. Началась юннатская
и опытная работа. Ребята летом работали в производственных бригадах: выращивали
свеклу, помидоры, капусту. Помимо работы вели большую работу: создавали
агитбригады, ставили концерты. Производственная бригада жила в здании
интерната. Вставать приходилось утром рано, нужно было поливать, полоть. В 1971
году экспонаты с опытного участка были отправлены на ВДНХ в Москву, и
Перевозинская школа получила Свидетельство главного комитета ВДНХ. СССР,
утверждающее ее участником выставки.
Невозможно перечесть всех соревнований,
в которых участвовали ученики школы. В школе имеется целый альбом грамот и
выставка кубков. 3а участие и победы в лыжных, легкоатлетических, стрелковых и
множестве других соревнований.
Особой строкой в истории школы записана
работа с лесничествами. Добрая традиция нашей школы - участие в посадке
саженцев деревьев. Это происходит каждую весну. Что может быть более
благородного, чем посадка деревьев.
В 1975 году рядом со школой было
построено новое двухэтажное небольшое здание, состоящее из 8 комнат для
начальной школы. Несколько раз пытались начать строительство новой школы, но
долго это было безуспешным. 10 лет идет строительство в центре села, рядом со
спортзалом. Надеемся, что скоро это здание войдет в строй.
Вот и пролистали мы страницы истории
нашей школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
При подготовке данного реферата был
собран материал, который составил приложение к реферату. Это - альбомы,
грамоты, подборка об учителях "Они работали в нашей школе",
фотографии, архивные выписки.
Оказалось очень интересным узнать
события давно минувших дет, сравнить, как жили, учились, работали ученики
школы, кто их учил и воспитывал. С большой благодарностью мы отзываемся о тех,
кто помог нам в этой сложной работе - это учителя-ветераны: Еремина Валентина
Александровна, завуч, учитель географии, дочь директора школы Сергеева
Александра Николаевича; Варламова Анна Петровна-учитель начальных классов;
Вахрушева Степанида Алексеевна - учитель биологии; Фонарева Александра
Корниловна - учитель русского языка и литературы, завуч; Щенина Александра
Илларионовна - учитель начальных классов; Гусева Лариса Федоровна -
библиотекарь школы.
Надеемся, что эта работа будет продолжена и мы сможем еще
найти и описать интересные страницы школьной истории.
В 1997-98 учебном году Перевозинская средняя
школа отметила свое 170-летие. Наша школа является самой старой в районе. Ее история
тесно связана с Воткинским железоделательным заводом, с Земством Перевозинской
волости, с колхозом "Новая жизнь". Школа обучила и воспитала много
поколений. К вечеру встречи выпускников была сделана попытка систематизировать
собранный не одним поколением материал по истории Перевозинской школы. В сборе
материалов приняли участие учителя, ученики и выпускники школы. Чем больше мы
занимались изучением истории школы, тем больше открывалось новых неизученных
страниц.
Одновременно с изучением истории школы,
шло знакомство с историей завода, колхоза. В ходе работы многие люди вспомнили
времена, ушедшие в историю, людей, которых уже нет рядом с нами, события,
которые бурным потоком проходили в стенах школы. Ученики узнали, что школа
имела несколько зданий, с каким трудом жителям села давалось строительство
каждого здания школы, сравнили это с современным состоянием строительства новой
школы.
Учителя - ветераны с большим трепетом
вспоминали, сколько сил, любви, времени отдали они родной школе, сколько
поколений детей вырастили. А выпускники с нежностью и любовью отзывались об
учителях, одноклассниках. Всех объединил вечер встречи, на котором прозвучало
много добрых слов, произошло много встреч, а школа наполнилась воспоминаниями,
мечтами.
Целью данной работы является
возможность на основе собранного материала написать историю Перевозинской школы
с 1828 по 1998 годы, систематизировать материал по этой теме, познакомить с
этими материалами всех заинтересованных, привлечь внимание к истории маленькой сельской школы.
В ходе работы выяснилось, что целую
исследовательскую работу можно посвятить таким периодам развития школы, как
пионерское и комсомольское движение. Поэтому в данном реферате эти вопросы не
освещаются, а работа, связанная с этими темами, будет продолжена и
систематизирована в следующие годы.
При подготовке материала использованы документы районного
архива, материалы местной печати, проведены встречи, беседы с ветеранами
труда в стенах школы. В итоге работы в школе была проведена познавательная
игра "История села, история школы".
ПЕРЕВОЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА. СТРАНИЦЫ ИСТОРГ.
Варламова Ирина
Ученица 10 класса.
Учитель: Бочкарева
Я.З.
1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ БОТКИНСКОГО
ЖЕЯЕЗОДЕЛАТЕЛЬНОГО ЗАВОДА.
В 1757 граф П.И.Шувалов добился от
правительства разрешения построить железоделательный завод на реке Вотке. Для
этого было выбрано место в 4-х км от впадения Вотки в реку Сиву. Вокруг
простирался большой массив леса. Возведение плотины и поселка началось в 1757
году силами нескольких тысяч приписанных к будущему заводу крестьян из
близлежащих деревень Казанской губернии.
Строительство началось в 1758 году, а
уже осенью 1759 года он был пущен в действие и выдал первую продукцию - кричное
железо. Производство расширялось, работали фабрики по выделке сортового и
листового железа, якорная - по изготовлению малых якорей, с 19 века возникло
новое направление - машиностроение.
С каждым годом требовалось все больше и
больше рабочих, мастеров, но крестьяне не шли добровольно на заводскую
.работу. Поэтому крестьян принуждали отрабатывать на заводе "подушную
подать". Крестьянский двор должен был уплатить в среднем по 4 рубля 48
копеек податей в год. На отработку подати за весь двор каждый трудоспособный
крестьянин затрачивал до 214 дней в году. На работу в своем хозяйстве времени у
него не оставалось.
Реформа 1807 года заменила приписных
крестьян непременными работниками. Из каждой тысячи приписных выделяли 58
непременных и закрепляли их за заводом, они должны были отработать 250 дней в
году. Широко применялся на заводе детский труд. Подростки с 15 лет привлекались
к заводским работам, а с 18 лет для них начиналась действительная служба,
которая продолжалась 35 лет. После этого мастерового увольняли в отставку и,
если он работал "беспорочно", то мог получать 3-рублевую пенсию в
год.
Никакими правами мастеровые не
пользовались, за невыполнение нарядов их штрафовали и сурово наказывали. За
побеги били шпицрутенами, садили в острог, заковывали в кандалы или отправляли
на сибирские заводы.
Заводу требовались мастера, они должны
были быть грамотными. Первая школа в Воткинске была открыта в 1807 году, здесь
стали обучать мальчиков, готовили кадры для завода.
В 1828 году в Воткинске начал сооружаться комплекс новых
кирпичных производственных зданий, центром которых явилась Николаевская
фабрика с башней. В этом же году в селе Перевозное была открыта Малая Горная
школа.
2. ИСТОРИЯ
ПЕРЕВОЗИНСКОЙ ШКОЛЫ.
МАЛАЯ ГОРНАЯ ШКОЛА.
Крестьяне села Перевозное были
приписаны к Воткинскому железоделательному заводу. Они были обязаны
обеспечивать завод дровами, транспортом, а также пополнять ряды мастеровых
завода. Заводу всегда были нужны грамотные люди: писари, счетоводы, кладовщики,
чертежники. Развитие производства требовало грамотных мастеров и техников.
Обучение велось сначала только в Воткинске.
А в 1827 - 1828 учебном году начала
свою работу Малая Горная школа в селе Перевозной. Школа имела двухлетний курс
обучения. Из архивных материалов известно, что в школе обучалось 30 мальчиков.
Помимо занятий в школе, в воскресенье дети посещали воскресную школу при
церкви, стояли на воскресной службе, причащались.
Во времена крепостного права учение
было нелегким. Науки порой вколачивались в учеников розгами. Родители не всегда
охотно отдавали своих детей в школу, поэтому набор учащихся производился
принудительно. Существовал порядок очередности и разверстки между селениями.
В летописи школы есть воспоминания
пенсионера Я.И.Фертикова из деревни Новые Фертики /Фотены/, записанные в 1958
году:
"Когда моему отцу исполнилось 11 лет, пришло в деревню
распоряжение от Управляющего заводом прислать двух мальчиков на учение.
Поднялся по деревне стон и плач. Не было ни у кого охоты посылать своих детей в
школу. Тогда собрали сход, порешили бросить жребий, кому идти учиться. Жребий
пал на моего отца и другого мальчика. С плачем и причитаниями провожали
домашние моего отца на учение в школу, зная, что горькая предстоит ему жизнь,
через синяки и побои придется одолевать премудрость науки".
Эти воспоминания периода 19 века
описывают события, которые предваряли учебу в Малой Горной школе села Перевозного.
Однако начального образования было
недостаточно для подготовки заводских служащих. Поэтому в Воткинске в 1847 году
открылось Окружное горнозаводское училище, приравненное к среднему учебному
заведению. Здесь могли учиться мальчики, окончившие Малые Горные школы. И
только очень немногие из окончивших Окружное училище поступали в
Екатеринбургское горное училище.
В 1856 году в Воткинском уезде имелось 4 школы с 19
учителями и 487 учениками. На 23500 человек мужского населения в школах училось
лишь 487 мальчиков, то есть один учащийся на 48 жителей мужского пола. С
отменой крепостного права сеть школ стала расширяться, чтобы обеспечить
подготовку кадров для завода.
НАЧАЛЬНАЯ
ЗЕМСКАЯ ШКОЛА.
В 1864 году Перевозинская
Малая Горная школа была передана земству и была реорганизована в трехклассную
начальную земскую школу. В земскую школу стали принимать и девочек. В 1911 году
была построена типовая начальная школа с двумя классными комнатами и квартирами
для учителей. В 1916 году в школе работало 3 учителя, контингент учащихся - 60
человек.
Пенсионер Ложкин А.Ф. так вспоминает о
годах учебы: "Перед Октябрьской революцией я учился в 4 классе. Нас учила
Коновалова Екатерина Сергеевна и священник отец Алексий. Перед началом занятий,
стоя перед иконами, мы пели "Боже, царя храни", а в обед снова
выстраивались и пели "Отче наш". Каждое воскресенье мы приходили в
школу и учителя вели нас в церковь на молебен. Посещение церкви строго
учитывалось".
В 1918 году наступили самые трудные и
смутные времена, они отразились и на школе. Менялась власть, шла гражданская война,
люди разделились на белых и красных. В Гольянах стояли "баржи смерти”,
село обстреливали с Камы белогвардейцы. Летом 1919 года в селе была установлена
власть большевиков, началась новая жизнь, в школе по вечерам стали учиться и
взрослые, количество учащихся увеличивалось.
Школа уже не вмещала всех желающих
учиться, слишком мала она была, возникала необходимость строительства новой
школы. К тому же в 30-е годы в стране был введен закон "О всеобщем
начальном обязательном обучении", готовился новый закон "О всеобщем
семилетнем образовании".
СЕМИЛЕТНЯЯ ШКОЛА.
В 1932 году наша школа была реорганизована в семилетнюю
школу. В 1934 году директором школы был назначен Сергеев Александр Николаевич.
Он энергично взялся за расширение школы, и в 1935 году школа была построена.
Было оборудовано 7 классных комнат, кухня, учительская, учащихся стало
обучаться 400 человек. При школе был разбит большой приусадебный участок,
работали литературный, хоровой, танцевальный кружки. В школе обучались не
только перевозинские ребята, но и из соседних деревень. Интерната не было,
ученики жили на частных квартирах или ходили домой. Питание в школьной столовой
организовывали как могли: солили грибы, выращивали овощи. Колхоз только-только
образовался, ребята работали там постоянно, помогали взрослым. Было решено
строить интернат, новое здание школы, чтобы проводить занятия в одну смену.
ШКОЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
В 1941 году было построено новое здание
школы, которое имело 4 классные комнаты, учительскую, пионерскую, теперь
занятия стали проходить в одну смену. Но наступили новые, еще более суровые
испытания, наступала военная пора.
Много сил, энергий ученики и учителя
отдавали пришкольному участку, работе в колхозе. Работать приходилось вручную,
вместо лошадей использовали коров. На пришкольном участке выращивали овощи,
пшеницу, чтобы прокормить ребят в течении учебного года.
Все учителя, кроме основной работы
выполняли много общественных поручений: читали лекции, ставили концерты,
ходили по домам, где не было грамотных, и читали письма с фронта, собирали
шерсть, рукавицы.
1943 год изменил жизнь села: в школе
был открыт интернат для эвакуированного детского дома. Приехали дети, чьи
родители погибли или пропали без вести. Началось обустройство детского дома.
Учителя ходили по селу и собирали посуду, вещи для детей. Шили постельное
белье, устанавливали мебель для прибывших ребят. Летом учителя работали
воспитателями в детском доме. После войны детский дом перевели в город
Воткинск.
Организацией Перевозинского детского
дома до приезда детей занималась Богатырева Екатерина Павловна /сейчас она
живет в дер. В.Позимь/. Когда приехали дети - 92 человека -директором работала
Киреева Мария Петровна. Дети - сироты нашли здесь свое спасение, все они
пережили страшные времена, многие из них столкнулись с фашистами, пережили
смерть близких, родителей. В селе их приняли тепло, одели, обули, относились
очень заботливо.
ШКОЛА В ПОСЛЕВОЕННЫЕ
ГОДЫ.
В 1946 - 47 уч. году в Перевозинской
семилетней школе имелось 10 классов, где обучалось 222 ученика. Занятия
проводились в 2 смены. В школе работало 12 учителей и пионерская вожатая.
Директор школы - учитель русского языка и литературы Непряхин Федор
Александрович, завуч - Фертикова Анна Федоровна, учитель начальных классов. В
школе работало много кружков: хоровой, юннатов, литературный, драматический,
физкультурный.
Время оставалось очень сложным,
приходилось много работать. Ученики по-прежнему сами заготавливали дрова на
зиму для отопления школы. Большие силы отдавали пришкольному участку,
заготавливали овощи на зиму для столовой. Круглый год помогали колхозу: косили
сено, пололи поля от сорняков, собирали картофель и множество других работ
выполняли дети. Как и в годы войны еще не хватало бумаги, учебников, вместо
тетрадей писали на старых книгах и газетах. Чернила делали из сажи или из
свеклы. Саженные чернила писали плохо, а свекольные - как настоящие. Кто плохо
учился, тех ребят не принимали в октябрята и пионеры. Одежда была домотканная,
крашенная. Обувь - лапти, осенью на них надевали деревянные баклушки.
Родителям трудно было содержать учеников, но в школу стремились все. Правда, не
все заканчивали семилетнее обучение: кто-то уходил работать в колхоз, чтобы
помогать семье, кто-то уходил в ФЗО /фабрично-заводское обучение/ в Кварсу и город.
В школе было печное отопление,
керосиновое освещение. У школы была своя лошадь, завхоз управлялся с ней,
выполняя разные работы: привезти дрова, продукты для столовой, увезти учителей
в Кварсу или в город Воткинск. В школе имелись музыкальные инструменты: баян,
гармонь, 2 струнных и патефон.
Школа расширялась, увеличивалось
количество учеников, пополнялся учительский коллектив. С 1959 года в
Воткинском районе было введено обязательное восьмилетнее образование решением
исполкома Воткинского райсовета от 13 октября 1959 года.
В школе пришлось расширять интернат,
потому что увеличилось количество учеников из соседних деревень. Начальные
школы были в Патраково, Паздерах, а остальные ученики вынуждены были ходить
пешком или жить у родственников. А с 5-го класса все ученики учились только в
Перевозинской школе, поэтому она была переполнена, тем более здания были
старые, классные комнаты маленькие, дети ютились в классах, не хватало парт.
В селе строили здание под больницу, но
так как школа была переполнена, было решено передать это здание под школу.
Здание не было достроено, ускорили темпы строительства. В 1968 году ученики
переселились в новое здание, а в старых зданиях осталась начальная школа и
школьные мастерские. Началась новая страница истории.
С Р Е Д Н ЯЯ ШКОЛА.
Постановлением Совмина УАССР от 27 июня
1966 года Перевозинская восьмилетняя школа реорганизована в среднюю. В новом
здании школы были оборудованы кабинеты физики, химии, математики, биологии,
механизации сельского хозяйства. Юноши получали права тракториста-машиниста,
девушки обучались животноводству.
Под
чутким руководством учителя биологии Шикаловой Галины Флоровны пустырь вокруг
школы превратился в цветущий сад. Были посажены деревья аллеями, сад, разбит
новый пришкольный участок, организован великолепный цветник. Началась юннатская
и опытная работа. Ребята летом работали в производственных бригадах: выращивали
свеклу, помидоры, капусту. Помимо работы вели большую работу: создавали
агитбригады, ставили концерты. Производственная бригада жила в здании
интерната. Вставать приходилось утром рано, нужно было поливать, полоть. В 1971
году экспонаты с опытного участка были отправлены на ВДНХ в Москву, и
Перевозинская школа получила Свидетельство главного комитета ВДНХ. СССР, утверждающее
ее участником выставки.
Невозможно перечесть всех соревнований,
в которых участвовали ученики школы. В школе имеется целый альбом грамот и
выставка кубков. 3а участие и победы в лыжных, легкоатлетических, стрелковых и
множестве других соревнований.
Особой строкой в истории школы записана
работа с лесничествами. Добрая традиция нашей школы - участие в посадке
саженцев деревьев. Это происходит каждую весну. Что может быть более
благородного, чем посадка деревьев.
В 1975 году рядом со школой было
построено новое двухэтажное небольшое здание, состоящее из 8 комнат для
начальной школы. Несколько раз пытались начать строительство новой школы, но
долго это было безуспешным. 10 лет идет строительство в центре села, рядом со
спортзалом. Надеемся, что скоро это здание войдет в строй.
Вот и пролистали мы страницы истории
нашей школы.
При подготовке данного реферата был
собран материал, который составил приложение к реферату. Это - альбомы,
грамоты, подборка об учителях "Они работали в нашей школе",
фотографии, архивные выписки.
Оказалось очень интересным узнать
события давно минувших дет, сравнить, как жили, учились, работали ученики
школы, кто их учил и воспитывал. С большой благодарностью мы отзываемся о тех,
кто помог нам в этой сложной работе - это учителя-ветераны: Еремина Валентина
Александровна, завуч, учитель географии, дочь директора школы Сергеева
Александра Николаевича; Варламова Анна Петровна-учитель начальных классов;
Вахрушева Степанида Алексеевна - учитель биологии; Фонарева Александра
Корниловна - учитель русского языка и литературы, завуч; Щенина Александра
Илларионовна - учитель начальных классов; Гусева Лариса Федоровна -
библиотекарь школы.
Надеемся, что эта работа будет продолжена и мы сможем еще
найти и описать интересные страницы школьной истории.
В 1997-98 учебном
году Перевозинская средняя школа отметила свое 170-летие. Наша школа является
самой старой в районе. Ее история тесно связана с Воткинским железоделательным
заводом, с Земством Перевозинской волости, с колхозом "Новая жизнь".
Школа обучила и воспитала много поколений. К вечеру встречи выпускников была
сделана попытка систематизировать собранный не одним поколением материал по
истории Перевозинской школы. В сборе материалов приняли участие учителя,
ученики и выпускники школы. Чем больше мы занимались изучением истории школы,
тем больше открывалось новых неизученных страниц.
Одновременно с изучением истории школы,
шло знакомство с историей завода, колхоза. В ходе работы многие люди вспомнили
времена, ушедшие в историю, людей, которых уже нет рядом с нами, события,
которые бурным потоком проходили в стенах школы. Ученики узнали, что школа
имела несколько зданий, с каким трудом жителям села давалось строительство каждого
здания школы, сравнили это с современным состоянием строительства новой школы.
Учителя - ветераны с большим трепетом
вспоминали, сколько сил, любви, времени отдали они родной школе, сколько
поколений детей вырастили. А выпускники с нежностью и любовью отзывались об
учителях, одноклассниках. Всех объединил вечер встречи, на котором прозвучало
много добрых слов, произошло много встреч, а школа наполнилась воспоминаниями,
мечтами.
Целью данной работы является
возможность на основе собранного материала написать историю Перевозинской школы
с 1828 по 1998 годы, систематизировать материал по этой теме, познакомить с
этими материалами всех заинтересованных, привлечь внимание к истории маленькой сельской школы.
В ходе работы выяснилось, что целую
исследовательскую работу можно посвятить таким периодам развития школы, как
пионерское и комсомольское движение. Поэтому в данном реферате эти вопросы не
освещаются, а работа, связанная с этими темами, будет продолжена и
систематизирована в следующие годы.
При подготовке материала использованы документы районного
архива, материалы местной печати, проведены встречи, беседы с ветеранами
труда в стенах школы. В итоге работы в школе была проведена познавательная
игра "История села, история школы".
2010 год
2004 год
1994 год
1992-1993 годы
1989 год
1987-1988 годы
1984 год
1982-1983 годы
80-е годы.
1979 год
1972-1973 годы
История в лицах
50-60 годы
На этой фотографии изображены: справа Лариса Федоровна, сзади Бочкарева Валентина Александровна. (25 мая 1970 г.)
Бочкарева Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы. (17 лет)
История
Перевозинской школы в датах.
·
1807 год- при
Воткинском заводе открыта первая школа.
·
1827 год- для
детей непременных работников, Воткинский завод открывает школу в селе
Перевозное. Она называлась Малая горная школа и имела двухлетний курс обучения.
·
1856 год – при
Воткинском заводе имелось четыре школы, где работало 19 учителей и 487
учеников.
·
1864 год-
Перевозинская Малая горная школа была передана земству и реорганизована в
трехклассную начальную земскую школу. В земскую школу принимали и девочек. В таком
состоянии школа работала до 1911 года в домах арендуемых у зажиточных крестьян.
·
1911 год –
построена школа с двумя классными комнатами и квартирами для учителей.
·
1916 год- в школе
работало три учителя, количество учащихся было около 60.
Из воспоминаний Александра Федоровича Ложкина: «Перед
Октябрьской революцией, я учился в 4 классе. Нас учила Коновалова Екатерина
Сергеевна и священник отец Алексей. Перед началом занятий, стоя перед иконами,
мы пели «Боже царя храни», а в обед пели «Отче наш»».
Из воспоминаний
Ложкиной Анастасии Илларионовны: «Я училась в земской школе три года. В то
время работала учительницей Софья Константиновна Кривоногова. Мы учили
арифметику, грамматику. Здесь изучали географию, историю, естествознание,
геометрию- по этим предметам учила Анна Владимировна, затем приехала из Ижевска
Клавдия Александровна Александрова. Все занятия начинались с молитв. »
1918 год- в Воткинском районе власть захватили
эсеры-белогвардейцы. Начался жесточайший Юрьевский террор.
Из воспоминаний пенсионерки Ложкиной Екатерины
Семеновны: «В1918 году я училась в
первом классе. Жесткостью белогвардейцев мы были страшно напуганы. Нас учила
учительница Пальмова Екатерина Константиновна. В школе работали еще две ее
сестры. Также перед занятиями пели «Боже царя храни». В ноябре Красная Армия
изгнала белогвардейцев. Учительница продиктовала нам «Интернационал» и мы перед
уроками исполняли его. А в начале апреля пришли колчаковцы, и перепуганные
учителя и священник отец Алексей нас снова заставил петь «Боже царя храни»,
хотя говорят, что в это время царь и его семья были расстреляны. Летом этого же
года Красная Армия окончательно изгнала белогвардейцев. С белогвардейцами бежал
и отец Алексей.»
·
1929 год -
образован колхоз «Новая жизнь». В стране готовился закон «О 7-ем образовании».
Желающих учится, было много. Классных комнат в школе не хватало.
·
1953 год –
построена новая школа, оборудовано 7 классных комнат, учительская, кухня для
приготовления горячего питания учащимся, библиотека, мастерские, количество
учащихся было до 400 человек. В 1935 году был первый выпуск учащихся из 7
класса. В районной газете «Летний путь» от 28 мая 1935 года в статье «Первый
день испытаний» было написано: «Прекрасное майское утро. Широкие просторы полей
и улиц залиты золотыми лучами солнца. На просторном дворе Перевозинской школы
особенно оживлено. Но вот послышался звон колокольчика – это звонок на места.
Густой лавиной дети бегут в широкие двери школы. Преподаватели, района и
общественности разошлись по классам. Началась проверка знаний учащихся, которые
они получили в стенах школы за все время пребывания на школьной скамье. В 7
классе география. Учащиеся показывают прекрасные знания предмета и владения
картой. Многие ребята получили «отлично». Раздался звонок. Короткая беседа с
учащимися заведующей района т. Костинской. После добрых пожеланий ребята шумной
толпой выходили из школы…»
·
1941 год -
началась война. Отцы уходили на фронт. С фронта приходили тревожные, печальные
вести. Многие заботы и трудности легли на плечи детей того времени. В школе не
хватало дров. Учителя и ученики сами заготавливали дрова в лесу, пилили и
кололи. Не хватало керосина для ламп, коптилкой и лучиной выполняли домашнее
задание. Бумаги не было. Писали на газетах , старых книгах. Чернила делали из
красной свеклы и сажи. Учебников не хватало. А в колхозе остро ощущалась
нехватка рабочей силы. Помогали школьники, собирали колоски в поле, убирали
овощи. А еще ребята шили кисеты, вязали носки и варежки, собирали по домам
теплую одежду и все это отправляли на фронт бойцам. Подростков мобилизовали для
учебы в ФЗУ, чтобы готовить смену для работы на заводе. И потому многие так и
не закончили школу.
·
1943 год – в
одном и здании был размещен эвакуированный дом ребенка.
·
1945 год - на
школьном дворе построено новое здание школы, которое имело 4 классные комнаты,
учительскую и пионерскую. Теперь учащиеся получили возможность заниматься в
одну смену.
·
1966 год -
восьмилетняя школа реорганизована в среднюю школу. Директором назначен Калашников Анатолий Трофимович,
опытный педагог, хороший организатор.
·
1968 год -
завершилось строительство нового кирпичного здания. Оно было отдано под школу.
Где разместилось семь классов площадью около 400 кв.м., кабинет химии- 42
кв.м., спортивный зал- 85 кв.м., пионерская комната и библиотека. И в этом же
году состоялся первый выпуск десятиклассников. Из 15 выпускников многие
остались в родном селе.
·
1971год -
Перевозинская средняя школа была участницей выставки ВДНХ. Она вырастила рекордный урожай капусты.
·
1974 год - школа
работает по кабинетной системе. Кабинеты оснащены современным оборудованием.
Есть кабинет домоводства, который похож на маленькую швейную мастерскую.
·
1977-1978 учебные годы - школа праздновала 150 летие. К
этой дате было приобретено оборудование для лингафонного кабинета
иностранного языка. На его оборудование
затрачено 1200 рублей. К юбилею школы колхоз подарил электромузыкальные инструменты и цветной
телевизор.
·
1978 год- в селе открылась
первая музыкальная школа, где обучались дети игре на баяне, фортепиано,
струнных музыкальных инструментах.
·
1978 год-
построен огромный спортивный зал.
·
1990- 1991 года
заложили фундамент нового двухэтажного здания школы.
·
1998 год-
отмечали 170 лет Перевозинской школе.
·
2000 год в
декабре – сдано новое здание школы.
·
2001 год- в конце
третьей четверти ученики и учителя переезжают в новое красивое здание
современной школы.
ИСТОРИЯ
ШКОЛЫ ПРОДОЛЖАЕТСЯ…
Комментариев нет:
Отправить комментарий