МИНИСТЕРСТВО
НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДМУРСТКАЯ
РЕСПУБЛИКА
ВОТКИНСКИЙ
РАЙОН
ПЕРЕВОЗИНСКАЯ ШКОЛА
Исследовательская
работа
Тема:
“ТОПОНИМИКА
СЕЛА
ПЕРЕВОЗНОЕ”.
Секция географии.
Выполнила:
Бочкарёва Екатерина,
ученица 7 кл.
Научный руководитель:
Бочкарёва Н.В.,
учитель истории.
2004 год.
Тезисы к реферату.
Выполнила
Ученица 7 кл.
Перевозинской шк.
Бочкарёва Екатерина.
Руководитель:
Бочкарёва Н.В.,
учитель истории.
Секция географии.
Тема: “ТОПОНИМИКА СЕЛА ПЕРЕВОЗНОЕ.”
Целью
данной работы является изучение топонимики села Перевозное, образованного в XVII веке старообрядцами, переселенцами из центральных
районов России; выявление особенностей топонимических названий. Это первая
работа описания улиц и переулков села, в которой собрана данная информация.
При
подготовке реферата была проведена исследовательская работа с источниками,
сделаны фотографии церкви, улиц села, были беседы и встречи со старожилами
нашего села; составлен план села Перевозное.
Реферат
готовился в течение 2003-2004 учебного года, информация собиралась по крупицам
и в этом году объединена в одну работу. В дальнейшем планируется провести
исследования, связанные с изучением топонимики Перевозинской волости.
Содержание.
Введение_____________________________________ 4
Глава I. Географическое положение
села Перевозное.______________________________ 5
Глава II. Историческая справка _________________ 5
Глава III. Происхождение названия села Перевозное. 6-7
Глава IV. Топонимика улиц села Перевозное._____ 7-10
Заключение.___________________________________ 11
Библиография.________________________________ 12
ВВЕДЕНИЕ.
История села
Перевозного тесно связана с церковным расколом XVII
века. Всегда очень интересно: как появилось название села, как назывались улицы
и как менялись их названия. Поэтому и была выбрана эта тема. Эта работа более
глубокое изучение топонимики.
Сложность работы
заключалась в том, что некоторые названия невозможно объяснить даже с помощью
словарей. Старожилы села также не могут объяснить эти значения, потому что
слишком давно они появились.
Данная работа - это
начало большой работы по топонимике. В дальнейшем работа будет продолжена и
будет охватывать всю Перевозинскую волость.
Актуальность данной
работы заключается в том, что это полное топонимическое описание нашего села,
познакомившись с которым каждый может почерпнуть интересные сведения. Эта работа
позволит сохранить информацию о названиях как села, так и улиц.
При
подготовке реферата была проведена исследовательская работа с источниками,
сделаны фотографии церкви, улиц села, были беседы и встречи со старожилами
нашего села; составлен план села Перевозное. Эти материалы составляют
приложение к реферату.
Реферат
готовился в течение 2003-2004 учебного года, информация собиралась по крупицам
и в этом году объединена в одну работу. В дальнейшем планируется провести
исследования, связанные с изучением топонимики Перевозинской волости.
ГЛАВА I.
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ
СЕЛА
ПЕРЕВОЗНОЕ
ВОТКИНСКОГО
РАЙОНА.
Село Перевозное
расположено на юге Воткинского района, в восточной части Удмуртской Республики.
Районный центр город Воткинск находится в 27 км от села. Географическое
положение выгодно, так как село находится в 8 км от шоссе Воткинск—Чайковский,
в 12 км от железнодорожной станции Кварса, в 5 км от реки Кама, в 1 км от шоссе
на города Ижевск, Сарапул.
Соседи села
Перевозное – это населённые пункты: деревня Нива - 2 км к востоку, деревня
Ольхово - 8 км к северо-западу, деревня Фотены - 5 км к северу.
Село Перевозное
расположено в чаше, в низине в долине двух речек Перевозинки и Осиновой,
которые являются притоками реки Сивы.
ГЛАВА
II.
ИСТОРИЧЕСКАЯ
СПРАВКА.
История села
Перевозного связана с русским церковным расколом XVII
века. В России со времён Петра I сложилось
трёхчленное административно-территориальное деление: губерния - уезд -
волость. Деление на губернии и уезды было учреждено в XVIII веке, причём в положении было сказано, что в состав
губернии должно входить от 300 до 400 тысяч душ, уезда - от 10 до 30 тысяч душ.
Волости были введены после реформы 1861 года.[1]
Территория
современной Удмуртии входила в состав Вятской губернии. Село Перевозное
относилось к Сарапульскому уезду и было волостным, так было центром
Перевозинской волости. В эту волость входили деревни: Патраково, Фертики,
Жужги, Нива и выселки: Многополье, Кобыляки, Новая жизнь, Сосновка. В
Сарапульском уезде было 18 волостей.
Перепись населения
1716 года даёт сведения, что удмурты Арской даруги проживали в 6 сотнях:[2]
1. Ямайки Досмякеева по правому берегу р.
Вятки.
2. Пронки Янмурзина – на северо-востоке края по
рекам Шаркан, Кивар, Большая и Малая Вотка, Сюр, ... на востоке - по реке Сиве.
В начале XVIII века сюда проникает русское население и впоследствии
образуется самостоятельная Сивинская волость в бассейне реки Сивы (с.
Ильинское, д. Волховка на р. Сиве, поч. Докша, д. Косачево, д. Коклемасово,
поч. Стаяновой, Забегалово тож). Селения: д. Кварса - Докья, поч. Кварсинская
Гарь по Сиве, Черепановка, поч. Малый Кивар, поч. Осиновка, что вверх Сивы
реки, д. по реке Переволоке да по р. Сиве, ...[3]
ГЛАВА
III.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ
НАЗВАНИЯ
СЕЛА
ПЕРЕВОЗНОЕ.
Первоначальное
название нашего села Переволока. В словаре Даля находим: “
Переволока – 1. Переволакивание, перетаскивание, перемещение чего-либо; 2. То
на чём в старь перевозились лодки из речки в речку; 3. Переволочье ср.
Междуречье, сыреть, полоса материка между двух речек через которую перетаскивают
лодки либо перевозят товар, кладь гужом, для перегрузки; 4. Псковское:
остановка, замедленье во времени, расстановка, промежуток в просторе.
Переволочня или
волоки – две длинные жерди, привязанные к гужам хомута, для перетаки тяжести
волоком, местами даже ездят так по болотам”.[4]
Исходя из сведений
В.И. Даля, можно предположить, что такое название село получило, потому что
расположилось в долине небольших речек, а так как мостов ещё не было, то
приходилось грузы переволакивать. Постепенно название трансформировалось в
Перевозное, что тоже вполне объяснимо.
В словаре В.И. Даля
так же находим значение слова перевоз. «Перевоз» - переправа на реке;
«Перевозный» - к перевозу относящийся, перевозчик. «Перевозное» - плата за
переправу. «Перевозня» - большая лодка с помостом, для перевоза, переправы;
паром на вёслах. «Перевозничать» - промышлять переправой на реке.
Это название вполне
объяснимо. Село расположено между двумя речками. И если учесть, что в XVII веке не были построены мосты, процедура переправы была
достаточно сложной. В XVIII веке, когда был
построен Воткинский железоделательный завод, через наше село прошла дорога,
соединяющая этот завод с пристанью в селе Паздеры и уездным городом Сарапулом.
В нашем селе
существует версия, что своё название село получило с лёгкой руки Емельяна
Пугачёва, когда один из его отрядов проходил через село, следуя в сторону Камы.
Отряду пришлось переправляться через речки, чтобы пройти от посёлка Воткинский
завод на берег Камы к селу Паздеры.
Когда мы
рассматривали это предположение, то поставили его под сомнение. Вряд ли
официальные власти согласились бы дать населённому пункту название, данное
«разбойником» Пугачёвым. Скорее всего, название появилось в тот период, когда
стали возить продукцию завода в город Сарапул через наше село. Здесь протекают
две реки, через которые нужно было как-то переправляться. Возможно, здесь был
организован перевоз, а позже построены мосты.
ГЛАВА
IV.
ТОПОНИМИКА
УЛИЦ СЕЛА.
Село
Перевозное насчитывало улиц. Центральная
улица – Большак или Большая дорога. Это - самая протяжённая и большая,
насчитывающая самое большое количество домов, улица. На Руси издавна так
называли большие столбовые дороги, на которых отмечались расстояния. Такие
отметки делались в верстах. Верста – это путевая мера длины в 500 сажень, то
есть км. На Большой дороге располагались основные, значимые объекты села. В
самом начале села – Волостное правление. В центре – единоверческая церковь,
позже ( в начале 20 века) : ещё один храм – православный, Малая Горная школа,
впоследствии – начальное земское училище. В самом конце улицы, уже за селом
располагалась мангазея – склад зерна. Верхнюю часть Большака в Перевозном
называли Маслаки. Это название и сейчас использует местное население. В
советское время Большая Дорога была переименована в улицу Советскую.
В
центре Большую дорогу пересекает улица по праву называемая Церковной. На этой
улице располагался самый старинный старообрядческий храм. На западе улица
упиралась в Большак как раз в том месте, где был построен второй храм – это
была Казанско-Богородицкая единоверческая церковь, где могли молиться и
староверы и православные. В начале 20 века новый православный храм Вознесения
Христа был построен в центре села, на перекрёстке Большака и улицы Церковной.
Церковная улица на востоке заканчивалась у речки. Современное название улицы – имени Емельяна
Пугачёва.
За
речкой улица называлась Колтома. В словаре В.И. Даля находим значение только
лишь корня этого слова. «Коло» - круг, окружность; около. Близко, подле,
вокруг, в околице.[5]
Действительно, улица расположилась как бы около села, за рекой. Дома были
построены неупорядоченно, как на обычной улице. Домов было намного больше, чем
сейчас. Многие из них обветшали и были сломаны на дрова. Сейчас эти дома
относятся к улице Пугачёва. Таким образом, из двух дореволюционных улиц
осталась одна.
Одна
из самых старинных улиц, где поселились
первые переселенцы из центральных районов России – старообрядцы – это улица
Осиновка. Она получила своё название по названию речки, вдоль которой и были
построены дома. По берегам реки растут осины. Современное название улицы – 1
Мая или Первомайская. Но так она называется только в официальных документах,,
жители по прежнему её именуют Осиновкой.
К
востоку от Большака Осиновка переходит в улицу со странным и интересным
названием – Веретия. В словаре В.И.Даля находим значение этого слова. Веретия,
веретье, вереть, веретейка – возвышенная, сухая непоемная гряда, среди болот
или близь берега, образующая в разливе остров; незаливаемое место на пойме.[6]
Улица Веретия отличается от других улиц тем, что она не прямая и неровная, как
обычно бывают расположены улицы. Это объясняется тем, что она протянулась вдоль
речки Осиновой, как раз там, где она делает поворот на юг. Дома были построены
на возвышенных местах, то есть были достаточно удалены от реки, чтобы не
затопляло огороды во время весеннего половодья. Улица пересекает другую реку,
называемую Перевозинкой. Название улицы полностью соответствовало её значению.
Часть огородов весной затопляло вешними водами, огороды этих хозяйств одни из
самых влажных. Это старинное название улицы не испульзуется в разговорной речи.
О нём мало кто помнит. Современное название улицы Веретия – имени Вальдемара
Азина, героя гражданской войны. Вторая армия под его командованием освобождала
Прикамье от Белой Гвардии адмирала Колчака.
Параллельно Большой Дороге проходит улица Погорелая,
которая так же во многом оправдывает своё название. На этой улице было самое
большое количество пожаров. Причём, как в дореволюционное время, так и сейчас.
Современное название – Пионерская. Жители используют старинное название чаще,
чем современное.
Перпендикулярно
этой улице, на юго-восточной окраине села расположена небольшая ровная улица с
интересным названием – Барская. Существует легенда, что некогда здесь жила
женщина по прозвищу Барыня. Именно от этого и произошло название: улица, где
живёт Барыня – Барская улица. Это название используют и сейчас, хотя многие
даже не подозревают, почему так некогда была
названа улица. Современное название – Комсомольская используется практически
только в официальных документах.
В селе
существуют три современные улицы, построенные в течение периода: конец 70-х –
конец 80-х годов.
Самая
оригинальная из них – это улица Молодёжная, состоящая из двухквартирных кирпичных
неблагоустроенных домов. Это название оправдано те, что она была зеселена
молодыми семьями. Но улица имеет и второе, более распространённое название –
Нахаловка. Существует версия, что это название закрепилось за улицей благодаря
некоторым жителям, которые заняли квартиры самовольно.
В 1977
году между улицей Пионерской и Советской были построены новые двухквартирные
дома, образовавшие новую улицу, названную Юбилейной. Название в честь юбилея –
60-летия Октябрьской революции.
В 1980
году был построена новая улица современных домов на западе села. Она проходит
параллельно улице Советской. Название она получила в честь Леина. А в 1989 году
добавилось на этой улице 14 двухквартирных домов и два двухэтажных дома. Таким образом, улица стала самой большой
по численности жителей и по занимаемой площади. В обычном понимании улицы, она
состоит как бы из нескольких улиц. Наверное, поэтому жители чаще используют
название – посёлок. По имени улицу называют только лишь официально.
Топонимика
улиц села Перевозное очень интересна. Названия улиц теперь имеют двойные имена,
за исключением двух современных улиц: Юбилейная и Ленина.
Кроме
улиц в селе существуют и переулки, официально их два, практически - три. Самое
загадочное старинное название у переулка Советский – Арары. Версий значения
этого слова не найдено. Но жители переулок называют только по-старинному,
современное название так и не прижилось. По сути это не переулок, а настоящая
улица. Его жители в основном пенсионеры. Но именно там сохранились многие традиции
и обычаи. Второй переулок состоит всего из двух домов. Это переулок Молодёжный.
Он полностью соответствует всем правилам переулка. Но тоже имеет особенность:
он появился позже, чем улица. Больше ему подходит название переулка Советский.
Третий переулок является неофициальным – это Школьный. Там находятся три дома,
построенные в 60-е годы для учителей. Переулок появился рядом со зданием старой
школы, поэтому был так назван. Но улицы Школьной в селе никогда не было.
Официально такого названия не существует. Дома относятся к улице Ленина,
которая проходит рядом.
В ходе
этого исследования по теме топонимика улиц и переулков изучались названия, их
происхождение, возраст улиц, изменения, происходившие во времени. Можно сделать
некоторые выводы на основании проведённого исследования:
1.
Большинство
улиц имеют двойные названия: старинные и официальные.
2.
Все
старинные названия улиц корнями уходят в старорусский язык.
3.
Удалось
объяснить большинство названий улиц и переулков.
4.
В
названиях существуют как специфические названия, так и общепринятые в России,
особенно это относится к советскому периоду. Из старинных названий общепринятые
– это Большак и Колтома.
5.
Улицы,
как и люди, рождаются, живут и умирают. С тем лишь отличием, что имеют больший
возраст, чем люди.
6.
Жители
села используют те названия, которые наиболее удобны. Как показала практика –
это старинные названия.
7.
На
каждой улице есть свои традиции и праздники.
8.
Расположение
улиц проходит по двум правилам: по прямой линии и вдоль реки.
9.
Улицы
бывают односторонние, двухсторонние и в виде посёлка.
10.
В
селе переименование улиц произошло только лишь однажды, когда была установлена
советская власть.
11.
Осталось неизученным название переулка
Арары.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В
ходе работы над рефератом мы сделали вывод, что наше село имеет интересную и
необычную историю. Село Перевозное появилось благодаря церковному расколу XVII века. Среди удмуртских поселений, несколько деревень и
сел с русскоязычным населением – Перевозное, Паздеры, Лапино, Патраково,
Сидоровы Горы, Жужги и др.
История
учит многому. На примере нашего села это хорошо видно. Когда в стране проводят
реформы или происходят революции, то результат, как правило, бывает один –
уничтожение старого, создание нового.
Историю
села можно в какой-то степени проследить и оп названиям улиц и переулков.
Интересно, что старинные названия улиц
не ушли бесследно. Эти названия сохранились, потому что они удобны в
употреблении и имеют смысловую значимость.
Во все
времена были люди, которые умели идти против большинства, отстаивая традиции
предков. Благодаря им, в нашем селе сохранилась Вознесенская церковь, “Старые
иконы” не были отправлены в музей, в сердцах детей воспитывались любовь,
терпение, мудрость. В нашем сел очень сильны традиции, поэтому сохранились
многие названия. Названия передавались из поколения в поколение, но не удалось
сохранить в веках смысл некоторых названий. Это говорит о том, что село очень
старинное.
Данная
работа будет продолжена. В дальнейшие планы исследовательской работы входит
изучение топонимики оврагов, родников, находящихся в окрестностях нашего села.
А так же изучение фольклора и диалектных особенностей нашей местности. Особое
направление нашей работы в будущем – это практические занятия по изучению
окрестностей села и изучение топонимики других соседних сёл и деревень.
Село
Перевозное богато историей и наша задача заключается в том, чтобы сохранить её
и приумножить, а также донести до современных поколений, заинтересовать
учеников школы.
Эта
работа в дальнейшем может быть продолжена при сотрудничестве с архивом и старожилами
нашего села.
Надеемся,
что дальнейшая работа будет такой же интересной и увлекательной.
Библиография.
1.
Даль
В.И. Толковый словарь русского языка.-ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.- 736 с.
2.
Рыбаков
Б.А. История СССР с древнейших времён до конца XVIII
века.- М.: Просвещение, 1983.- 285 с.
Село Перевозное
История Удмуртии, ее культура и ее достопримечательности неразрывно связаны между собой. Река Кама, Воткинск, имя композитора П. И. Чайковского, храмы в селах по самой главной и красивой реке республики, - все это звенья одной большой цепи, создающей историю не только Удмуртии, но и России. Свято-Успенский женский монастырь, расположенный в селе Перевозное, - одно из самых ярких и интересных звеньев этой цепи.Наиль ЗиятдиновЛетом этого года я совершенно случайно оказался в поликлинике автозавода. Здесь по просьбам больных, исповедующих православие, открылась молельная комната и небольшой магазинчик, торгующий предметами религиозного обихода. Здесь же на стене магазина я увидел график паломнических маршрутов по святым местам России. Рядом с афишей маршрута в Раифский монастырь (Татарстан, Казань) висело и описание пути в женский монастырь села Перевозное. Ну, естественно, этот маршрут сразу же был включен в проект "Душа Удмуртии" на сентябрь.ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ СЕНТЯБРЬБабье лето в этом году, несомненно, удалось на славу. Отличная погода продержалась практически весь сентябрь. Настоящая золотая осень, когда жаром остывающего лета дышит все: и яркие листья деревьев, и доброе солнце. Золото и багрянец - основа осеннего разноцветья. Настроение, как вы понимаете, отличное и восприятие мира соответствующее.Попасть в село Перевозное можно двумя путями. Первый путь, о котором знают паломники, путешествующие автобусом, лежит через Воткинск. Спокойно и не торопясь, по дороге Ижевск - Воткинск можно добраться до села, благо дорога проложена хорошая, асфальтированная. Нужно лишь вовремя свернуть с трассы Воткинск - Чайковский, не доезжая до моста через речку Сиву. Следите за указателями, и дорога сама вас приведет к селу.Второй вариант предпочтителен для автолюбителей. Через село Завьялово уходите на Гольянский перекресток, где поворачиваете в сторону деревни Докша, затем мимо деревень Поваренки и Сидоровы Горы едете до указателя "Воткинский район". Здесь вас ожидает раллийный участок дороги длиной около 8 километров. Шарканские дорожники стараются следить за трассой, тщательно выравнивая ее, но все же на этом участке дороги лучше быть осторожнее и не ускоряться бездумно. Дорога пыльная и можно легко не заметить яму или валун. В итоге автомобиль можно покалечить. Лучше ехать не торопясь.СЕЛО ПЕРЕВОЗНОЕВ самом Перевозном хорошая асфальтированная дорога, проходящая через все село. Дорога ведет, конечно же, к храму, вид на который открывается прямо с окраины. Село очень светлое и чистое. Как и во многих местах Удмуртии, все памятники и административные учреждения находятся прямо в центре. Осматривать их удобно, все они на виду. Ухоженное здание школы, школьный стадион, на котором мальчишки гоняют футбол, памятник участникам Великой отечественной войны. Очень интересный памятник установлен у местного краеведческого музея - здесь на постамент подняли трактор марки "Казахстан". Сам памятник незатейлив, но очень интересна надпись на пьедестале: "Молодому поколению в память о трудовых подвигах дедов и отцов 1929-1989 г. г." Вот, стало быть, когда в истории нашей страны закончился период трудовых подвигов.На центральной улице стоят старые купеческие дома. Старые здания смотрятся красиво и внушают уважение. Встретился нам и очень веселый по раскраске дом "на колесах".Понравились жители села. Улыбчивые и добрые, они охотно отвечали на вопросы, рассказывали о селе. Мальчишки увлеченно гоняли мяч на школьном стадионе - не удержался, побегал вместе с ними полчаса - здорово! Для любителей рыбалки здесь просто раздолье - целых два пруда, в которых ловится карп и карась.Но главным украшением села, несомненно, является Вознесенский храм Свято-Успенского женского монастыря. Здесь можно увидеть много интересного. Чудотворные деревянные скульптуры Христа, Божией Матери и Иоанна Богослова.Согласно преданию, иконы были сделаны в Перми, по заказу одного купца. По неизвестным причинам купец отказался от заказа. Тогда мастер, искусно вырезавший композицию Голгофы, обвязал свои иконы полотном и пустил по Каме. Рыбаки села Паздеры приняли плывущие по реке иконы за бревна и пытались оттолкнуть их от своих лодок. Однако Святые Иконы раз за разом подплывали к ним "против водички". Так продолжалось несколько дней. Однажды в полночь рыбаки, возвращавшиеся с уловом, услышали плач со стороны реки. Они оглянулись и увидели, что от бревен исходит сияние в виде столпа, уходящего в небо. Когда иконы доставали из воды, люди увидели, что они совершенно сухие и что от них исходит сияние. Поэтому их и назвали Живыми, а впоследствии - Старыми, из-за давности появления их в селе. Иконы были перенесены в ближайшую часовню.К сожалению, совершить экскурсию по монастырю не получилось, но все равно мы остались очень довольны увиденным. Перевозное дышит доброжелательностью, я бы хотел жить в таком месте.СРЕДИ ПРЕДАНИЙВокруг любого промышленного центра сосредоточена масса сел и деревень. Глянешь на карту и сразу становится ясно, что и Болгуры, и Кварса, и Перевозное, и Июльское, как и многие другие населенные пункты, в жизни своей и истории изначально ориентировались на Воткинск. Большинство этих поселений были приписаны к заводу, их жители отрабатывали на нем определенное количество дней, жгли древесный уголь, заготавливали лес...Краеведы до сих пор ломают голову над названиями некоторых околовоткинских деревень и сел. Двигатель и Самолет - это уже веяние XX века, влияние технического прогресса. Светлое, Черная, Пихтовка, Гавриловка, Перевозное - с этими названиями тоже все более или менее ясно. А вот Кукуй вряд ли имеет отношение к лесным кукушкам, Кварса - к кваканью лягушек, Болгуры - к болгарам... К примеру, Кварса (Куарса) - название одного из многих воршудно-родовых объединений удмуртов.Вообще в каждой местности существуют свои, народные версии появления названий. В том же Самолете вам расскажут, что с высоты их деревня похожа на самолет. Другие говорят, что давным-давно, когда крылатые машины принимали за чудо техники, здесь приземлился самолет.Верить на слово вряд ли стоит, но легенды эти очень хорошо характеризуют наш народ - любит он сотворить в словах сказку, легенду, песню. Бог весть для чего, и на правду мало похоже, да ведь не просто так слово сказано!Течет себе на полдороге между Ижевском и Воткинском речка Июль. И ближнее село Июльским называется. Хранит до сих пор тамошний люд легенду о храмовом месте. Проезжая монахиня посоветовала крестьянам строить церковь там, где в июле выпадет иней. Почесали мужики в раздумье головы, но решили подождать июля. И ведь выпал иней в самом разгаре лета. Было это полтора века назад.Поначалу выстроили июльцы деревянную Покровскую церковь, а в 1904 году здесь началось строительство каменного храма. Возводился он на деньги елабужского купца И. Г. Стахеева.По другую сторону Воткинского шоссе лежит село с дивным названием Светлое. Дата основания тогда еще починка Светлый - 1747 год. Когда-то жители Светлого по церковным праздникам ходили в июльский храм, но в 1884 году сами выстроили деревянную Петропавловскую церковь.Практически у каждого храма в Удмуртии существовала своя святыня: редкая икона, древнее Евангелие, старинная обрядовая утварь. В селе Перевозном одиннадцать лет назад официально открыт монастырь Успения Пресвятой Богородицы. Сюда съезжается множество паломников, чтобы приложиться к Чудотворной святыне - деревянному скульптурному распятию с Предстоящими, то есть пресвятой Богородицей и Святым апостолом Иоанном.Предполагалось, что при создании Воткинского водохранилища деревню Паздеры затопит вода, вот и перенесли на руках святыню в соседнее село Перевозное. Сегодня известен уже далеко не единственный случай исцеления у этой чудотворной иконы.Название деревни Паздеры все-таки осталось на карте Удмуртии, как и села Галево. А место, где находилось старое Галево, сегодня на дне Воткинского водохранилища. 110 лет назад здесь заложили станцию Камско-Воткинской железной дороги, надежно связавшей впоследствии завод с речной магистралью. Это была первая железная дорога на территории будущей Удмуртии. Закладку станции почтили своим присутствием высокие чины, в том числе министр земледелия А. Ермолов. Он и известил императора Николая II о столь важном событии, в ответ государь просил "передать... благодарность служащим и горнозаводским рабочим..."А событие и вправду было важным. Галево стало своего рода воротами Воткинска. К 1898 году железная дорога была проложена, и в Галево приступили к сооружению двух заводов - чугунно-плавильного и судостроительного. Впрочем, галевская "чугунка" была закрыта в 1902 году - запасы местной руды быстро истощились. Судостроительный завод также просуществовал недолго из-за неудачно подобранного места.Зато полным ходом использовалась камская пристань в Галево. Сюда, к примеру, по железной дороге перегоняли паровозы, изготовленные на Воткинском заводе, и грузили их здесь на специальные баржи. В книге "Воткинские были" (1959 г.) приведен любопытный эпизод: "...Однажды в Галево при погрузке паровоза на баржу канат, на котором паровоз спускали по склону берега, лопнул. Паровоз стремительно скатился вниз, сорвался с рельсов, сшиб баржу и ушел в воду. Потребовалось нанять до двухсот человек, чтобы вытянуть его обратно на берег. Затем наняли женщин очищать его от ила и песка. Пришлось исправлять вмятины, заново окрасить и уже только после этого непредвиденного ремонта погрузить паровоз вновь".Сейчас и Галево, и Степаново, и Камское, и Костоваты - благодатные для отдыха места. Здесь находятся дома отдыха и турбазы, к Воткинскому водохранилищу едут тысячи рыбаков. Не обделена их вниманием и река Сива, что протекает совсем рядом со станцией Кварса. В Болгурах зимой катаются со склонов гор и холмов на лыжах и санках, а летом собирают клубнику. Особенно впечатляет болгурский холм под названием Пупыш.Так что в Воткинской стороне не один заводы...СЕРГЕЙ ЖИЛИН- Свято-Успенский женский монастырь. Основан в 1994 г. при Вознесенском храме. Каменный Вознесенский храм монастыря построен в 1910 г. Главные святыни храма — старые иконы — деревянные скульптурные изображения в полный рост распятого на Кресте Спасителя и предстоящих Пресвятой Богородицы и апостола Иоанна Богослова, которые многими почитаются как чудотворные. Сами по себе они представляют собой образец пермской деревянной скульптуры.
Недалеко от села Перевозное началось строительство мужского монастыря в честь иконы Тихвинской Божьей Матери. Монастырь будет состоять из 2-х частей. В одной — скит — кельи монахов, другая для верующих.
Комментариев нет:
Отправить комментарий