Номинация
«Малый уголок Удмуртии»
Реферат.
Тема: «Деревня
Жужги
Перевозинской волости».
Выполнила ученица
10 класса Перевозинской
средней школы
Андреева Евгения
Ивановна.
Научный руководитель: Бочкарёва
Надежда Владимировна, учитель истории.
2000
год.
Содержание
Введение. -1
Географическое положение
деревни Жужги. – 2
Быт и занятия жителей
деревни Жужги.- 3
Праздники, традиции, обычаи
– 4
Заключение. 5
Архивные выписки. - 6
Введение.
Деревня
Жужги это
родина моей мамы.
Я заинтересовалась историей этой деревни, потому что её уже нет.
Остались только воспоминания. Мне очень хочется узнать своё происхождение и
свои корни.
Описать
эту деревню стало возможным благодаря тем жителям, которые в ней жили. В первую
очередь мне помогала моя бабушка - Паздерина Екатерина Борисовна. Мой дед
Паздерин Александр Васильевич и бабушка жили в Жужгах, это их родина, но
вынуждены были переехать в Перевозное в 70-е годы.
Мне
хотелось бы, чтобы мои братья и сестры, а также дети тех людей, которые жили в
деревне Жужги, знали о родине своих родителей , бабушек и дедушек. Поэтому
пришлось восстановить образ этого населённого пункта. Как он выглядел, где
располагался, как жили и чем занимались люди, его населявшие.
Цель реферата заключается в том, чтобы
донести до молодого поколения утраченную историю частички родного края.
Сложность
работы заключалась в том, что информации о деревне Жужги не в стретишь в
литературе. Фонды Воткинского районного архива хранят информацию только лишь о
колхозе, созданном в этой деревне и названном «Страна Советов».
Краеведческая
' исследовательская работа вызвала большой интерес, потому что я соприкоснулась
с историей деревни, о которой ничего не знала, потому что сама я родилась и
выросла в селе Перевозное. Жители этой деревни, после её расформирования ,
разъехались кто куда: большая часть в Перевозное, остальные в Воткинск и
Ижевск. Эти люди потеряли свою малую родину. Как это оказывается больно ранит
души людей.
Провожаю закатную грусть,
Чтоб скорее приблизить рассвет.
Уезжаю, но знаю - - вернусь,
Потому, что родней тебя нет...
Глава I. Географическое положение деревни Жужги.
Деревня Жужги была расположена в 5 километрах к
юго-западу от села Перевозное . Рядом с деревней из родника, который получил
название Степанов ключ, берёт начало речка Перевозинка.
Местность в округ деревни живописная,
небольшие перелески, лога, угоры, луга и родник. Интересны названия логов :
Кузин, Пашкин, Лапшинский, Лешатский, Горелый, Пшеничный, Чертёж. Большинство
логов обширные, но некоторые из них очень маленькие.
Речка Перевозинка в Жужгах называлась Жужгинка
или Наша речка. Зимой река замерзала, а весной, когда таял снегу вся
вода с угоров стекала в реку, затопляя луга и поля, при этом затопляла даже
плотину. Река разделяла деревню на два берега: левый и правый. Весной
переходить с берега на берег было возможно только рано утром, или поздно
вечером, когда вода подстывала. Дети ходили в школу в село Перевозное, а когда
возвращались, то не могли перебраться на правый берег, и поэтому им иногда даже
приходилось ночевать на левом берегу.
В Жужгах была одна улица, названия она не
имела. Дома располагались друг напротив друга, окнами в улицу. Примерно в XVIII веке зачиточный крестьянин организовал здесь хутор, долгое
время он жил только со своей семьёй. Постепенно сюда стали съезжаться ещё люди,
так возникла новая небольшая деревушка. Она стала родной и милой этим людям.
Дети оставались в деревне, поэтому она
разрослась.
Подтверждением
тому, что это был хутор , является то, что здесь большинство людей носят всего
две фамилии : Паздерины и Коробейниковы. Других фамилий в деревне не было.
К моменту
расформирования деревни, в 70-е годы на правом берегу было 3 дома, а на левом -
23 дома.
Сейчас от этих домов остались лишь сады и луга.
Глава II.
Быт и занятия
жителей деревни Жужги.
Испокон веков жители деревни занимались
земледелием и животноводством. Выращивали пшеницу, горох, рожь, овёс, лён. На
полях работали с ранней весны до поздней осени. Работать приходилось вручную,
так как техники не было. Осенью урожаи жали серпами, связывали в снопы. Зерно
сначала обмолачивали на сложной молотилке, а потом сушили на печах. Лён
теребили, из семян жали масло» а из стеблей после продолжительных операций
делали ткань.
В деревне
разводили свиней, овец, коров. Основной тягловой силой была лошадь. До войны их
было много, а в годы войны лошадей мобилизовали на фронт вместе с мужчинами. В
60-е годы в деревне осталось только 6 лошадей, все тяжеловозы / Серко, Гнедая,
Талисман/. Они выполняли очень много видов работ, в том числе возили продукты
из Перевозного, Воткинска, Чайковского, отвозили людей на станцию в Болгуры и
на пристань в Паздеры.
Многие жители
имели пчелинные семьи. Мёд возили на продажу.
15 января 1930
года в деревне Жужги был образован колхоз «Страна Советов», в него вошли все 26
дворов, с количеством житеЛей 112. Колхоз был одним из самых маленьких по
Перевозинскому сельскому совету.
В 50-е годы в
стране началась политика укрупнения хозяйств. Эта политика затронула и нашу
местность. В 1950 году, в июле месяце колхоз «Страна Советов» вошёл в состав
колхоза «Новая жизнь». В 70-е годы началась политика укрупнения населённых
пунктов. Она то и привела к расформированию деревни. Жители деревни должны были
переехать в Перевозное, а их родная деревня прекращала своё существов ание.
Люди не хотели переезжать. Сначала закрыли начальную школу, потом забрали в
Перевозное всех лошадей. Жить становилось всё труднее. Начались перебои с продуктами, из Перевозного в
Жужги их не доставляли, люди должны были это делать сами, но не всем это было
под силу. Так вынуждали людей переселиться, покинуть свои родные, обжитые
места. В Перевозном им
предоставили дома, а свои жилища они оставили. Прошло время, дома, оставшиеся
без ухода человека, обветшали и были разобраны.
Огороды были
запаханы в колхозную пашню или заросли ивой, сады одичали. Степанов ключ, без
присмотра людей, зарос. Речка Перевозинка обмелела, местами заболотилась.
Глава III. Праздники, традиции, обычаи.
В деревне Жужги проживали православные
христиане. В церковь ходили в села Паздеры и Перевозное. Основные праздники,
особо почитаемые в деревне - - это Рождество Христово , 7 января, Тихвинская
икона Божьей Матери - 9 июля, Великомученицы Екатерины - 7 декабря, Покровская
суббота, празднуемая в октябре.
Праздники отмечали очень весело. После
церкви собирались почти всей деревней. Ходили в гости друг к Другу, пели песни,
плясали, играли. Впереди шёл гармонист, рядом с ним поющие, а позади все
остальные, в конце бежали ребята. Во время праздников было принято собираться у
кого-нибудь в избе, но детей собирали в другой избе отдельно от взрослых. С детьми оставляли бабушек очень преклонного
возраста, чтобы присмотреть за ними. Дети играли, веселились по своему, а потом
укладывались спать.
В старину люди умели, и работать и
веселиться. Веселились от души, но при этом праздники не омрачались драками. На
некоторые праздники ездили к родственникам в другие деревни: Патраково,
Паздеры, Лапино, Ледухи, Лапши, Перевозное.
Жители деревни
Жужги до сих пор славятся своими звонкими голосами, когда на праздниках
запевают народные песни.
Заключение
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия , трудов и вдохновения.
Где льётся дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвения.
Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную,
подругу размышлении...
А.С. Пушкин.
Когда я приезжаю в бывшую деревню Жужги,
то на её месте вижу только одичавшие сады и жалкий летний животноводческий
лагерь. Стёрты с лица земли дома, зарос родник, река покрылась тиной, сильно
обмелев. А ведь, ещё каких-то 20 лет назад здесь кипела жизнь, люди заботились
о полях, от души веселились на праздниках и казалось, что этому не будет конца.
Сейчас эта деревня живёт только в памяти
людей, которые помнят и любят её. Именно эти люди и помогли мне написать этот
реферат. Большую помощь мне оказали Паздерина Екатерина Борисовна, Паздерина
Василиса Васильевна, Паздерин Николай Иванович, Ложкарёва Тамара Васильевна.
Для них Жужги навсегда остануться любимой деревней, потому что это их Родина.
Воссоздать образ колхоза стало возможным
благодаря архивным данным. Хотя в архиве нет данных о ранней истории деревни,
но есть подробные отчёты и протоколы собраний колхоза «Страна Советов». Жители
уже не помнят подробно, сколько было инвентаря и каким он был. Вся эта
информация имеется в районном архиве.
Исследовательская работа по этой теме меня
очень заинтересовала, позволила узнать много интересного и увлекла своей
недоступностью.
Чтобы реферат был более наглядным создано приложение, в которое
вошли фотографии , архивные выписки и план деревни.
Приложение №
1.
Архивная
выписка Государственного архива Кировской области.
В годовом
отчёте колхоза "Страна Советов" за 1935 год
отмечается;
Колхоз
организован - -15 марта 1931 года.
Дворов- 24;
всего населения - 123
человека.
Всего
трудоспособных - 57 человек.
Председатель
колхоза - -Паздерин К.И., 1901
г .р.,
русский,
беспартийный, на данной работе - - 2 года.
Председатель
ревизионной
комиссии Коробейников И.Е., 1903 г .р.,
русский,
беспартийный, на данной работе - - 8 мес.
Счетовод /
бухгалтер/ - Паздерин И. Д., 1903 г .р.,
русский,
беспартийный, на данной работе - 3 года.
Важнейшие с/х
машины - - плуги конные — 14, жатки- 1,
молотилки с
конной тягой - 2, сенокосилки - 2, конные грабли- 1
общее поголовье
скота - крупный рогатый скот - 1,
лошади - 21, в
том числе рабочих-15, свиньи— 5.
Основание: Ф.574,
опись 1, дело № 735
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ВОТКИНСКИЙ РАЙОН
ПЕРЕВОЗИНСКАЯ ШКОЛА
РЕФЕРАТ
тема: «Деревня Малые Горки Паздеринской
волости».
Выполнила:
ученица 6 кл.
Алиева Оксана.
Научный
руководитель: Бочкарева Н.В.
2002 год.
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Географическое положение. Занятия жителей.
ГЛАВА II. Колхоз имени Челюскина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПРИЛОЖЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
«До
наших дней дошедшие
издревле,
они
глядят на бесконечный век.
Куда
б ни вышел ты —
лежат
деревни,
неслышно
примостившись
возле
рек».
Ф.Васильев
Деревня Малые Горки — это родина моего
деда, Паздерина Владимира Васильевича. Сюда, на берег Камы, мы с ребятами
каждый год ходим в - походы. Здесь очень живописные места, любоваться которыми
хочется вновь и вновь. Дорога, опускающаяся к Каме, заросшая травой, сады по
обе стороны дороги свидетели истории, которая находится лишь в памяти людей.
Узнав историю маленькой деревни, мне захотелось
рассказать о ней другим. Помог мне в этом мой дед. В Воткинском районном архиве
есть сведения о колхозе имени Челюскина, который был создан в этой деревне. Эти
сведения помогли воссоздать облик этой деревни. Работать было очень интересно и
увлекательно, я узнала много нового
В приложение к реферату
вошли архивные выписки, воспоминания, фотографии, план местности.
Эта работа может быть
продолжена в дальнейшем, для этого необходимо встретиться с бывшими жителями
этой деревни и узнать новые подробности.
ГЛАВА
1
«Географическое положение. Занятия
жителей».
На живописном месте, высоко над уровнем
реки, утопая в садах, долгие годы существовала деревушка, имя которой
Малые
Горки. Действительно «Горки», потому что высота по сравнению с соседним селом
Паздеры довольно таки приличная.
Деревня Малые Горки расположена на
высоком утёсе, на правом берегу реки Камы. Весеннее половодье не доставляло
жителям проблем, так как деревня расположена очень высоко. Каждый год Кама
размывала утёс, вымывала корни деревьев, но не причиняла ущерба жителям. С
утёса открывается замечательный пейзаж: бескрайние леса левого берега Камы,
виднеется часть села Паздеры, широкий поворот Камы на востоке. В сумерках
зажигаются огни на бакенах, ночью светятся огнями проплывающие корабли.
Менее километра разделяет деревню и село
Паздеры, которое расположилось в речной долине Камы, которая заливала луга и
огороды каждую весну. В двух километрах к западу, вниз по течению Камы,
расположена ещё одна деревня - Сидоровы Горы.
Деревня Малые Горки была небольшой,
состояла из двух улиц» которые не имели названия. Деревня окружена оврагами:
Около
деревни протекают два родника. Местные жители называли их Колодец и Ключик. Оба
они впадают в Каму и имеют очень чистую, холодную и прозрачную воду. К тому же,
вода эта очень вкусная.
Самыми распространёнными фамилиями в
деревне были Паздерины и Поморцевы, довольно часто встречалась фамилия
Глазырины, изредка - Ложкины, Зылёвы.
Жители деревни имели сады и огороды, ловили
рыбу в реке, пасли окот.
Многие жители деревни
замечательно выращивали
огурцы и ездили
торговать ими в
города Ижевск, Сарапул, позже в
Чайковский и даже в Пермь. Ездили на лошадях и на кораблях по
Каме.
У
самого спуска к реке находилась пристань. Она не стояла на одном месте, а была
плавучей. Но чаще всего она располагалась именно у деревни Малые Горки. На
пристани находились: касса, зал ожидания, буфет. Чтобы от берега добраться до
пристани, клали сходни или трап. К пристани причаливали корабли «Новый Урал»,
«Софья Перовская». «Край уральский», «Сулейман Стальский», «Луначарский» Урожаи
огурцов были отменные, поэтому грузили мешками и отправлялись на рынок, выручка
была приличной.
В
садах росли вишни, яблони, черёмуха, терновник; смородина, малина, крыжовник.
Весной деревня утопала в цвету. Часть этих садов сохранилась и до наших дней.
Любимым занятием мужчин, а особенно
мальчишек была рыбная ловля. Многие из них вставали утром рано, спускались к
реке и увлекались ловлей рыбы. Кто-то на завтрак, а кто-то на обед приносил
домой значительный улов. Река была щедрой и богатой: щуки, налимы, жерех,
стерлядь вот далеко не полный перечень рыбы. Не сравнишь с сегодняшним днём,
хотя, как и прежде, желающих рыболовов очень много на этих берегах.
К северу от деревни располагались леса и
луга, которые тоже кормили жителей деревни орехами, грибами и ягодами.
Лекарственных трав здесь просто целый клад, особенно много душицы и зверобоя.
На лугах пасли скот: коров, коз и даже свиней. Долгое время труд оставался
поэтому главными помощниками и трудягами были кони.
В июле была сенокосная
пора, сено косили вручную литовками, заготавливая его на долгую
зиму.
ГЛАВА 2.
«Колхоз
имени Челюскина».
Колхоз
имени Челюскина был образован в 1935 году. В колхозе было две бригады. Одна
бригада занималась разведением коней, свиней и овец. Конюшня находилась в
нижнем конце села Паздеры, расположенного ближе к Малым Горкам. Так в 1942 году
в колхозе было 18 коров, 37 свиней, 39 лошадей и 67 кур.
Другая бригада занималась растениеводством
по следующим направлениям: льноводство, зерновые культуры, овощи и корнеплоды.
По данным архива, в 40-е годы в колхозе засевали пшеницу на 84 га , овёс на 65 га , гречиху на 4 га , горох на 12 га , картофель на 16 га , овощи на 4 га .
На небольшом огороде в 76 соток выращивали
огурцы. За этим огородом присматривали старушки-пенсионерки, они прекрасно
оправлялись о работой, выращивали богатые урожаи огурцов. Колхоз отправлял их
на продажу в город Ижевск, где в самый сезон их продавали по высоким ценам, а в
августе цены падали. Выручка вполне устраивала. По воспоминаниям жителей в 50-е
годы цена за 1 кг
огурцов была от 50 копеек и доходила до 5 копеек.
В колхозе работали некоторые жители села
Паздеры. Отношения с паздершщами всегда были хорошими: вместе работали, вместе
отдыхали, оправляли праздники. Особо тесных отношений с жителями деревни
Сидоровы Горы не сложилось. Наверно по тому, что там жили люди замкнуто,
деревня была основана староверами, в контакты с другими людьми они старались не
входить.
В 1952 году к этому колхозу присоединили
деревни Жужги, где был колхоз «Страна Советов», и Сидоровы Горы, где
располагался колхоз «Путь к социализму». Колхоз имени Челюскина стал больше.
1 Арх. Д. № 177, оп. 1, Ф.121. Воткинокого районного архива.
2 Там ж*, арх. Д. № 176, оп. 1, ф. 121.
ЗАКЛЧЕНИЕ
«Я
рос, как многие в глуши,
У
берегов большой реки,
Где
лишь кричали кулики,
Шумели
глухо камыши...»
Н.А.
Некрасов
Многие деревни и сёла прекратили своё
существование, в том числе и родина моего деда - деревня Малые Горки. Нам
трудно понять людей, которые потеряли родину. Мне представилось как любили и
ценили свою деревню её жители. Им до сих пор дороги эти места и воспоминания о
них.
Стерты с лица Земли, но сохранились в памяти
эти деревни, сёла, дома, церкви. Память может хранить многое. Мне очень жаль,
что не всё память этих людей передаст нам, следующим поколениям. К огромному
сожалению тогда было сделано мало фотографий, потому что для деревни
фотоаппарат был роскошью. Немного и записей находится в архиве. Я считаю своей
задачей собрать как можно больше материала об этой маленькой деревне. Пусть
память о ней и её история будет известна многим.
Собирать информацию сложнее о каждым
днём, потому что уходят из жизни люди - свидетели событий, и уносят с собой
ценнейшие воспоминания.
Приложение № 1
СПИСОК ЖИТЕЛЕЙ ДЕРЕВНИ
МАЛЫЕ ГОРКИ ПАЗДЕРИНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА.
1. Кузьминых Яков
Петрович.
2. Глазырин Владимир
Гурьянович.
3. Зылёва Клавдия Романовна.
4. Паздерин Александр
Иванович.
5. Ложкина Анисья
Кузьмовна.
6. Паздерин Иван
Петрович.
7. Глазырин Михаил
Максимович.
8. Глазырин Борис
Николаевич.
9. Поморцева Анна Андреевна.
10. Паздерина Пелагея
Константиновна.
11. Поморцев Иван
Константинович.
12. Паздерина Ольга
Филипповна.
13. Шляпникова
Александра Ивановна.
14. Паздерина Наталья
Константиновна.
15. Паздерин Иван
16. Глазырина Ульяна
Ивановна.
17. Глазырин Илья Филиппович.
18. Паздерина
Александра Фёдоровна.
19. Поморцев Александр
Филиппович.
20. Поморцев Николай
Константинович.
21. Поморцев Иван
Иванович.
22. Зылёва Степанида
Приложение № 2.
АРХИВНЫЕ ВЫПИСКИ.
План
сельскохозяйственных работ на 1941 год колхоза имени
Челюскинцев Паздеринского сельского совета.
План посевных
площадей.
Всего яровых зерновых
культур - 154 га .
Технические культуры - 8 га .
Овоще-бахчевые культуры
-11 га .
Кормовые культуры - 28 га .
План по семеноводству.
Лён - 4,5 га Тимофеевка - 8 га Клевер - 3 га
ф. 121, оп. 1, арх. д.
№ 174.
Сельхозмашины на 1
января 1942 г .
Двигатели — 1;
Сенокосилки – 3; Молотилки - 2 ; Жатки- 1 ;
Плуги конные -17; Сани-24; Культиваторы – 4; Бороны- 12; Конные
грабли - 2 Весы - 2
Повозки на железном
ходу - 21 Сбруя - 30.
Ф.
121, оп. 1,арх. д. №175.
Книга учёта денежных
доходов и их распределения за 1945
год.
1. От сдачи зерна -
8387 рублей.
2. От реализации
продукции луговодства урожай 1945
г .
от продажи зерна — 462
руб. от продажи гороха-32руб. за сено
—32 руб. за овощи —815 руб. за
лён — 19руб.
Ф. 121, оп. 1, арх. д.№
184.
Годовой отчёт за 1946
год.
отчёт проведён и по
нему сделаны следующие замечания и
предложения:
1. В колхозе
недостаточно организован учёт и начисление трудодней, допущен переход трудодней на административно-управленческий аппарат.
2. Колхоз плохо,
готовится к весеннему севу, необходимы семена клевера.
3. Принять к сведению
заявление председателя, что факты нарушения Устава с/хоз. артели.
Ф.
121, оп. 1, арх. д. № 187.
Министерство народного образования
Удмуртская
Республика
Воткинский район
Перевозинская средняя школа
РЕФЕРАТ
Тема: «Деревня
Нива Перевозинской волости».
Выполнила:
выпускница
Перевозинской
ср. школы
Варламова
Ирина.
Научный руководи!
ель:
Бочкарёва Н.В..
учитель истории.
2001 г.
Содержание.
Введение. -3
Глава I. Топонимика деревни Нива. - 4
Глава II. Колхоз «Нива». – 5-6
Глава III. Современное состояние деревни Нива и её
перспективы. - 7
Заключение. - 7
ВВЕДЕНИЕ.
Реферат «Деревня
Нива Перевозинской вололости»
является продолжением общей работы
учащихся Перевозинской средней школы по изучению и восстановлению истории
окрестных деревень. Восстановить историю исчезнувшей деревни, значит, оставить
о ней добрую память для будущих поколении. Восстановить историю существующей
деревни, значит, дать ей фамилию и право на полноценную жизнь.
Целью этого труда является изучение и систематизация информации о деревне
Нива. Из этого вытекают следующие задачи:
1.
Обработка архивного материала.
2.
Сбор информации о событиях и истории деревни Нива от старожилов.
3.
Сбор наглядного материала.
Сложность работы заключалась в том, что очень мало людей, которые знают
и могут рассказать о первых годах существования деревни и о её образовании. Эта
информация не передаётся из поколения в поколение, потому что ей никто особо не
интересуется.
Каждое олово, каждая фраза, представляющая для нас интерес, нашим информантам
кажутся такими очевидными, они не придаю! им особого значения. Сбор материала требовал
большого количества времени. Данная работа является началом для создания
истории деревни Нива, которая стала второй родиной для многих переселенцев из
деревень Лапино и Патраково.
Осыпаются деревья,
Проплывают облака,
Греет старая деревня
Деревянные бока.
Через сказочную осень
В направлении морей
Протекает речка Сива
Мимо памяти моей.
К Коперский.
Глава I. Географическое положение деревни Нива.
Деревня Нива располагается в 7 километрах от села
Перевозное, в 25 км
от районного центра города
Воткинска.
Название деревне дало слово «нива» - поле, поляна в лесах. Старая Нива
образована в конце 20-х - - начале 30-х годов жителями из села Перевозное,
окрестных хуторов. Сначала деревня была очень маленькой и состояла из 6 -7
дворов. В 1935 году была заселена дона сторона Старой Нивы.
В 70-е годы образовалась Новая Нива, этому
послужила политика укрупнения деревень и колхозов, проводимая советским
правительством. Жители Лапино, Патраково, Паздёр были выселены со своей родины.
Часть людей переселилась в село Перевозное и в деревню Нива, другая часть
переехали в города.
Почему некоторые выбрали Ниву,-вероятно, потому, что местность этой
деревни во многом напоминала им их Родину.
Ниву от Фотен разделял ключ Хуторок. Места
реки Сивы, протекающей радом с деревней, имеют свои названия: Мочиша, Старица,
Подполица. Вокруг деревни расположены Димков и Корчажий лога, Крутая гора.
Вблизи Нивы расположены Алексакино и Горелое болота, озеро Брекунец, которое
тоже сейчас заболочено,
В 70-е годы через Ниву была проложена
шоссейная дорога, которая соединяет село Перевозное с городами Воткинск и
Чайковский. Деревня расположена в 2-х километрах от шоссейной дороги, которая
соединяет Воткинск и Чайковский,
Нива относится к
Перевозинской сельской администрации и к ОАО «Новая жизнь».
Глава II. Колхоз «Нива».
В 1935 году трудящиеся д. Нива объединились в сельскохозяйственную
артель, чтобы построить общественное хозяйство, обеспечить полную победу над
кулаком, над всеми врагами трудящихся...». Все межи уничтожались и земельные
наделы объединялись в единый земельный массив.
В
личном пользовании двор мог иметь от 30 до 50 соток земли, корову, 2 головы
молодняка, 2 свиноматки с приплодом, до 10 овец и коз, неограниченное
количество птицы, 20 ульев с пчелосемьями.
В члены артели принимали с 16 лет.
Вступающие в артель должны внести от 20 до 40 рублей, в зависимости от мощности
хозяйства. Кулаки и крестьяне-единоличники
дополнительно обязаны внести семена и
отдать лошадь. Для членов колхоза действовали некоторые льготы, например,
пахота и боронование 10 соток - 50 копеек, использование лошади для поездки на
базар или в гости 10 км
на срок полдня - - 50 копеек.
В 1935 году председателем колхоза был Ложкин Василий Фотеевич. В колхозе
насчитывалось 25 человек. Выращивали овощи: картофель (10 га ), капуста (0,15 огурцы
(0,27 га ),
лук (0,16 га ).
Основные посевные площади были заняты зерновыми культурами; рожь озимая (76 га ), пшеница яровая (46 га ), ячмень яровой (9,5 га ), овёс (49 га ), гречиха (8 га ), горох (6 га ), вика на зерно (5 га ).'
Сеяли в колхозе лён и коноплю. После
уборки конопли из неё сначала выбирали посконь, всё остальное сушили, мяли,
вили верёвки и канаты. Постепенно колхоз развивался, начали вести строительные
работы хозяйственных объектов: телятник, конский корпус.
Устав с/х артели Перевозни скоро
с/с. Ф, 121,оп. 1, арх. д. №62. Воткннскнй районный рахнв
. 2 Там же.
3Ф. 121,оп. 1, арх. д. №62.
свинарник,
льносушилка, зернохранилище, овчарник, лабаз для инвентаря, курятник, склады.
В 1940 году в колхозе «Нива» работало уже
103 человека: 32 мужчины, 33 женщины, 25 подростков, 13 нетрудоспособных. В
этом же году начали выращивать свиней и овец.
1941—1945 гг.
стали для жителей Нивы, как и для всей России, годами испытаний. В Фонд обороны
Родины члены колхоза должны были собрать 11677 рублей
Средняя зарплата колхозника на 1 трудодень
составляла 3 рубля 70 копеек, но вместо получали натуроплату, на эту сумму
полагалось: 1 кг
зерна, 1 кг
сена, 3 кг
соломы, 500 гр молока, 13 гр мёда. Кроме обязательных выплат государству,
колхоз дополнительно сдавал зерно, а также собирали теплые вещи для солдат.
Несмотря на все трудности, люди продолжали трудиться, военные годы в колхозе
был разбит большой сад: 0,25
га виктории, 1 га яблонь, 0,25 га малины, 0,50 га смородины.
В годы войны председателем колхоза стал
Варламов А. М. Годы войны
колхозники не только
мужественно пережили, но по сравнению с 1940 годом все показатели увеличились
на 5-10%.
В 1945-50-е годы в колхозе были высокие
показатели. Были построены парники, где выращивалось большое количество
рассады, изготавливали торфяные горшочки. На смолокурке гнали дёготь и смолу,
которыми смолили крыши. В 1948 году были кузница и кирпичный завод. Глину для
кирпичного завода брали прямо на месте, её месили в большом котловане, били
хлопушей и помещали в печи - так изготавливали кирпич.
В 1950 году колхоз «Нива» вошёл в состав колхоза «Новая жизнь» и
стал 5-ой бригадой.
4. Ф121, оп.1, арх. Д. №77
5Ф. 121, Оп. 1. арх. Д. №81
Глава III. Современное состояние деревни Нива и её
перспективы.
В настоящее время в деревне Нива 78
хозяйств и 222 человека. Из них 84 человека, то есть 39% люди пенсионного
возраста. В начальной малокомплектной школе, имеющейся в деревне, в четырёх
классах обучаются 6 учеников одним преподавателем - Чекменёвой Таисией
Васильевной. Ещё три года назад в 1997 ходу в школе было два учителя, но ввиду
того, что количество детей резко сократилось, второй педагог Фонарёва Галина Геннадьевна, был переведён в Перевозинскую
среднюю школу. 40 детей являются учениками 5 - 9 классов Перевозинской средней
школы. В деревне 9 детей дошкольного возраста, которые либо посещают
Перевозинский детский сад, либо воспитываются дома. Детского сада в деревне не
было никогда.
В центре деревни, в одном здании
расположены школа, медпункт, Дом культуры, недалеко здание магазина. Некоторое
время магазин и медпункт были закрыты, сейчас действуют все учреждения, но в
Доме культуры практически не проводятся мероприятия.
Трудоспособное население деревни
составляет 31,5 70 человек, -значительная часть
которого работав колхозе
«Новая жизнь». Но
многие жители вынуждены заниматься личным
подсобным хозяйством, чтобы заработать на жизнь.
В 90-е годы жители Нивы
столкнулись с массой проблем, связанных с миграцией в деревню деклассированных
элементов из ближайших городов: стали исчезать овощи, как из огородов, так и из
овощных ям, нередкими стали кражи скота и вещей. Новые жители, переселенцы
люди, которые в своей массе не очень любят трудиться, предпочитают жить за счёт
чужого труда, злоупотребляют спиртными напитками. Пенсионеры деревни, которые
отработали в колхозе по сорок с лишним лет удивляются поведению этих людей,
которые не работают не то что в колхозе, но даже на собственном участке. Более того, конопля, выращиваемая
в колхозе в 30-40-х годах, сейчас одичала и стала использоваться молодыми
людьми, как наркотическое средство.
Несмотря на неутешительное настоящее, жизнь в деревне идёт своим
чередом. Та масса проблем, которая сейчас охватила деревню, всё таки уступает
проблемам военного времени.
Мне видится будущее этой замечательной деревни, преимущества заключаются
в том, что она имеет выгодное географическое положение: через деревню проходит
трасса, которая соединяет её с двумя ближайшими городами Воткинском и
Чайковским, в 10 км
находится ближайшая железнодорожная станция - - Кварса сообщением Ижевск
-Воткинск, в 1,5 км
протекает река Сива.
Могу предположить, что это хозяйство может
существовать в будущем, как подсобное хозяйство какого-нибудь промышленного
предприятия. Возможно, что некоторые жители деревни займутся
предпринимательской деятельностью, в частности станут фермерами. Это касается
молодых людей, для которых не находится достойной работы из-за сокращения
рабочих мест, поэтому молодёжь предпочитает уезжать в города. Ещё один
возможный вариант это дачный посёлок, на сегодня в деревне
проживает 16 дачников, тем более, что
деревня газифицируется.
Заключение.
В
этой работе была сделана
попытка воспроизвести жизнь деревни Нива.
Для этого были
использованы архивные документы Воткинского
районного архива Фонд № 121, опись № 1,
дела №№ 62 - 96.
Нашими информантами стали: Варламов
Владимир Сергеевич, Варламова Фаина Фёдоровна, Паздерина Людмила Николаевна,
Мельникова Вера Гурьяновна.
Надеемся, что эта
работа будет иметь продолжение. К реферату прилагается: карта, современные и
старинные фотографии видов деревни, альбом газетных вырезок о людях и делах
деревни Нива
Государственный архив
Кировской области
67-51-05
Архивная справка
09.03.96г. №1-23/102
На Ваш запрос сообщаем, что в архивном
фонде Вятского губернского статистического комитета имеются «Вопросные листы о
населённых местах, расположенных на землях, входящих в состав волостей»
В «Вопросных листах...» содержатся
сведения о сельских обществах Перевозинской волости Сарапульского уезда на 1877 г .
В документах архивного фонда земельного
отдела Кировского крайисполкома имеются следующие сведения о колхозе «Новая
жизнь» и других колхозах Перевозинского сельского совета Воткинского района.
В годовом отчёте колхоза «Новая
жизнь» 1935 год сообщается:
Колхоз организован 1929 г .
- Дворов /семей и
одиночек/
в колхозе - 241
- Всего населения - 908
Всего трудоспособных - 519
- Председатель колхоза – Вяткин К.Е.
русский, член ВКП/б/
- -Зам.
Председателя – Дерюшев А.С., 27 лет беспартийный, на данной работе 2 года
- Преде. Ревизионной Комиссии – Глазырин
И.М., кандидат в члены ВКП/б/
Счетовод - - Фертиков И.И , беспартийный
- Важнейшие с/х машины и орудия - - автомобили грузовые - 2,
двигатели - 3, молотилки с механ. тягой - 1 и с конной - 14, сеялки.
сошниковые и дисковые 12, жатки
12. сноповязалки - 1, плуги конные - 71 , культиваторы - 9, конные
грабли
- Общее поголовье скота
-
крупный рогатый скот - 279,
лошади- 135, в т.ч. рабочие-99 , свиньи -
155, пчёлы - 170 семей, Культурно-бытовые
учреждения колхоза - клуб на 80 человек, дет.ясли на 35 человек, детская
площадка на 40 чел.
В годовом отчёте колхоза
«Нива» за 1935
г . говорится :
- Колхоз организован -17 мая 1930 года.
Дворов /семей и одиночек - 26
- Всего населения 117 человек
- Всего трудоспособных 45 человек
- Председатель колхоза - Ложкин В.Ф. ,1897
г .р.,русский
малограмотный, на данной работе Зг.
- Зам. председателя Попов И., 1897 г .р., русский.
малограмотный, на данной работе 5лет
Пред. Ревизионной Комиссии - Будилов А. , 1900 г .р.
счетовод/бухгалтер -Варламов С.Г.,1897г.р.,русскии
на данной работе – 3 года
- Важнейшие
с
машины и орудия - молотилки с конной тяиэй 3,
сеялки сошниковые и дисковые — 4, плуги
конные - 30, грабли 2.
- Общее
поголовье скота - крупный
рогатый - 101,
лошади— 31, в т.ч. рабочие — 17, пчёлы -
12 семей.
- Культурно-бытовые
учреждения - детские ясли на 15 чел.
Министерство народного образования Удмуртской Республики
Воткинский
район
Перевозинская
средняя школа
Реферат
Тема : « Сидоровы Горы
- деревня Паздеринской волости».
Выполнила
ученица
7 класса
Попова Ксения
Владимировна
Научный руководитель: Бочкарева
Н.В.
2000 год.
Содержание.
Введение. -3
Глава 1. Географическое положение деревни
Сидоровы Горы. 4-5
Сидоровы Горы. 4-5
Глава 2. Топонимика и антропонимика. 5-6
Глава 3. Жизнь и занятия жителей деревни. 6-7
Глава 4. Праздники, традиции, обряды.
Заключение. 8-9
Список литературы -9
Введение.
До наших дней дошедшие
Издревле,
Они глядят на
бесконечный
Век.
Куда б ни вышел ты
-
Лежат деревни,
Неслышно примостившись
Возле рек.
Целью данной работы является изучение
истории и жизни деревни, которая прошла сложный путь. Возникновение на берегу
Камы, бурная жизнь, гражданская война, становление колхоза, раскулачивание,
Великая Отечественная война, возвращение к мирной жизни, расселение жителей и
гибель деревни, возрождение...
Как много вокруг
села Перевозного заброшенных деревень и сел, прекративших своё существование в
70-е годы XX века. А что
стоит за этим фактом ? Разбитые сердца и судьбы жителей этих деревень. Ведь до
сих пор они с тоской в глазах и болью в сердце вспоминают о своей родине !
Реферат написан на
основе воспоминаний жителей деревни Сидоровы Горы, поэтому в работе преобладает
форма повествования устный жанр. Так же была проведена исследовательская работа
в районном архиве. Материалы архивных данных положены в основу реферата.
Актуальность
данной работы заключается в том, что история сел и деревень Перевозинской
волости практически забыта и гребует восстановления информации. Наша задача
заключается в том, чтобы донести сведения о деревне Сидоровы Горы до ребят
нашей школы, чтобы память о жителях нашей волости и их делах жила как можно
дольше.
Историография по данному вопросу
отсутствует, систематизацией данного вопроса никто не занимался -- это так же
привлекло нас. Исследовательская работа была очень увлекательной и интересной.
Глава 1. Географическое положение деревни Сидоровы Горы.
« Душистым медом
пахнут
берега -
То расцвели над
Камою луга».
Ф. Васильев.
Деревня Сидоровы
Горы расположилась на высоком берегу Камы. Именно на берегах Камы ещё в начале
новой эры предки современных удмуртов начали создавать самые первые поселения.
Именно по Каме, на протяжении нескольких веков шло освоение русскими территории
Удмуртии.
Первые поселения
на территории деревни Сидоровы Горы относятся к 1У-П1 векам до нашей эры. Об
этом свидетельствуют археологические исследования. Археологи относят
Сидоровогорское
селище к Ананиинской культуре. Селище было расположено на мысу, на крутом
склоне.
Возрождение
деревни относится к XVII веку. Это
связано с церковной реформой Никона
и расколом. Староверы раскольники, спасаясь от
преследований Никона, отправлялись по рекам Волга и Кама в глухие таёжные
места. Одним из таких мест оказались удмуртские берега Камы.
Географическое
положение данного населенного пункта очень выгодное. Сидоровы Горы находятся
между двух логов, с запада и востока. С северной стороны деревня граничила с
густым непроходимым лесом. На юге - крутой обрыв к Каме.
В 2,5 километрах на
восток от деревни расположилось на берегу Камы село Паздеры. В 10 километрах на
северо-восток -село Перевозное, основанное так же староверами. На правом берегу
Камы одно за другим появилось много селений, но Сидоровы Горы занимали одно из
самых выгодных положений. Поэтому долгое время жили обособленно.
Наверно, неслучайно из всех заброшенных
деревень, возродились только Сидоровы Горы.
Глава 2. Топонимика
и антропонимика деревни Сидоровы Горы.
«Дать
бы твое весёлое имя
Цветку прекрасному, как италмас...»
Происхождение названия деревни Сидоровы
Горы можно объяснить следующим образом. Горы потому что деревня расположена на
крутом берегу реки Кама. Этот правый берег реки, действительно напоминает горы.
И для этих мест это большая высота. Местные жители считают, что когда-то очень
давно в деревне жил Сидор, возможно первым поселившийся в этих местах ещё в XVII веке. Его имя и закрепилось в названии деревни. Но
достоверно никто не знает подробностей, связанных с этим именем.
В конце XIX века, по данным Всероссийской переписи 1897 года, деревня
Сидоровы 1 оры входила в состав Перевозинской волости и насчитывала 74 двора и
202 жителя. В XX веке, в годы
советской власти деревня вошла в состав Паздеринского сельского совета, в 30-е
годы в деревне насчитывалось 65 дворов и 339 жителей. К моменту расселения, в
70-е годы, в деревне осталось 18 хозяйств и 100 человек жителей.
Деревня Сидоровы Горы состояла, по одной
версии из двух улиц - Маленькой и Большой, а по другой - из двух переулков :
Среднего и Нижнего. Названия улиц говорят сами за себя и не требуют особых
топонимических исследований.
Мыс, на котором расположена деревня,
называется Горенский. Овраги : Паздеринский по названию соседнего села, Долгая
Гора так же не требуют особого объяснения, а их имена говорят сами за себя.
Антропонимика это
наука, изучающая имена и фамилии людей. Наиболее распространенные фамилии в
деревне Сидоровы Горы : Дерюшевы, Пьянковы, Паздерины, Соломенниковы. В
соседней деревне Малые Горки были рапространены фамилии: Глазырины, Зылёвы,
Паздерины.
Нас заинтересовали такие имена: Фёкла,
Вахря, Трофим, Агафья, Фетинья/совр. Светлана/.
Глава 3. Жизнь и занятия
жителей деревни Сидоровы Горы.
« Белая Кама
спешит
Мимо полей
необъятных.
Людям готова помочь,
Движет плоты, пароходы,
Катит, трудясь день и
ночь,
Неутомимые воды.»
Ф. Васильев.
Испокон веков Кама была главной кормилицей
жителей не только деревни Сидоровы Горы. Помимо рыболовства поселенцы распахали
поля. Это было очень трудоёмкое занятие, так как приходилось бороться с тайгой,
выкорчёвывать деревья. Основными культурами стали ; пшеница, рожь, овес,
гречиха, горох, лен и ,конечно, корнеплоды.
В деревне многие разводили пчел и имели
коней. В каждом хозяйстве был скот. Хозяйства были крепкими, семьи
-многодетными. Большим подспорьем в каждом хозяйстве был сбор ягод и грибов.
Надо сказать, что природа этих мест щедро награждала своих соседей, мирно
поселившихся на берегу Камы. Зимой мужчины занимались промыслом охотились на
лис, лосей, зайцев.
Со временем жизнь
менялась, жители деревни стали общаться с соседями. А в XX веке стало возможным ездить торговать в Сарапул, Гольяны,
Чайковский по Каме. Транспортными средствами были «Трамвайчик» - ПТШ-131 и
маленький пароход «Сулейман Стальский». Они причаливали в Паздерах и
Поваренках. На дорогу от Паздер до Сарапула уходило 2 часа. На рынок ездили с
молоком, творогом, маслом, сметаной, овощами, медом, ягодами и грибами.
Жители деревни
Сидоровы Горы - настоящие труженики, всю СВОЮ жизнь они посвящали нелегкому
труду. Но при этом оставались людьми весёлыми и энергичными. С огромным
удовольствием они встречали праздники и веселились от души.
Глава 4, Праздники, традиции, обряды.
Постепенно
в деревне поселились православные христиане и стали жить вместе со староверами,
но церковь не была построена. На службу ходили в соседнее село Паздеры, а когда
в 1923 году
церковь сгорела, стали ездить в
Перевозное. В деревне весело отмечали православные праздники, особенно Рождество Христово, Пасху,
Троицу. Но самым веселым праздником была Масленица. Катались с гор, ходили и ездили в
гости, угощали блинами. В воскресенье сжигали чучело. 21 мая отмечали Иванов день, в этот день
катались на лодках.
Жили в деревне
весело, старались не скучать. Среди обрядов самым, пожалуй, интересным был свадебный
обряд. Он проходил так. Жених приходил в дом к невесте, начинались взглядышки, которые
проходили за столом. Присутствовали все члены семьи. Обменивались подарками,
пели песни. Жених делал свой выбор. Если жених и невеста устраивали друг друга и
родителей, начинался сговор. Невесте делали курник и ставили на стол. На сундук делали
мохнушки. Сговор заканчивался рукобитьем. Отец соглашался отдать свою дочь замуж.
Родители благославляли молодых.
Обручение проходило в
церкви, менялись кольцами. Через несколько месяцев после обручения начинали
готовиться к свальбе. Обязательным условием назначения дня свадьбы было то, что он не должен
был совпадать со временем поста. Свадьбы играли в мясоеды, то есть в периоды между
постами, чаще всего осенью и зимой - между Успенским и Рождественским
постами.
Свадьба проходила
весело. Жених приезжал в дом к невесте и должен был её выкупить. Невесту прятали в
доме за занавеской. Жених дарил подарки её подружкам и родителям, отдавал
деньги. .Жениху
помогали дружки. После выкупа садились за стол. Родители благославляли молодых и
свадебная процессия отправлялась в церковь на обряд венчания.
Заключение.
«Я каждый раз наведываюсь в
край, Где много лет назад оставил
детство. Шагаю по тропинкам,
невзначай Его следы встречая по
соседству..»
При подготовке данного реферата была
проведена исследовательская работа. В ходе которой основное место уделялось
встречам с людьми, когда-то жившими в деревне Сидоровы Горы. Большую
благодарность хотелось бы выразить Лапиной Евдокии Анатольевне, Мерзляковой
Евдокии Ивановне, Зылёвой Клавдии Михайловне, Перевощиковой Зинаиде Ивановне.
Они оказали огромную помощь в восстановлении информации о деревне.
Хотя
в районном архиве мало информации, особенно о ранних периодах истории деревни,
по крупицам нам удалось собрать архивные источники и включить их в приложение к
реферату.
Работа
была интересной и увлекательной. С каждым годом всё сложнее получать сведения о
прошлом и уже почти забытом. Всё меньше остаётся старожилов, которые помнят
традиции и обряды.
Надеемся,
что эта работа заинтересует многих любителей старины и краеведения. Этот
реферат является продолжением моей предыдущей работы. Она была посвящена
деревне Максимки - родине моей бабушки.
Думаю,
что и в дальнейшем я продолжу исследовательскую краеведческую работу.
Список литературы.
1. Васильев Ф.И. Вкус солнца. Стихи. М:
Современник,
1983.
|
2. Памятники истории и культуры Удмуртии.
Каталог. Ижевск: Удмуртия, 1990.
3. Памятники Отечества. Полное описание
России. Удмуртия. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и
культуры. М. 1995.
4. По родному краю: Исторические и
культурные достопримечательности Удмуртии.
Устинов: Удмуртия, 1987.
«Деревня
Лапино
Паздеринской
волости».
Варламова
Ирина Сергеевна
Студенка 1 курса
2000г.
Научный
руководитель: Бочкарева Н.В.
« Низкий дом
с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, —
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До
сегодня ещё мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Как бы я и хотел не любить,
Всё равно не могу научиться
И под этим дешёвеньким ситцем
Ты мила мне , родимая выть.
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года…
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя ,никогда.»
Подлость,
дикость и невежество
не уважают
прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим … одно
просвещение в состоянии удержать новые
безумства, новые общественные бедствия.
А.С.Пушкин.
После ликвидации мелких деревень в 70-е
годы XX
столетия, никто не занимался историей исчезнувших поселений. Молодое поколение
не имеет представления о тех деревнях и сёлах, которые когда-то существовали в
окрестностях села Перевозное.
Исчезнув бесследно, они остались в сердцах и памяти
отдельных людей, которых сейчас единицы. Ценные воспоминания старожилов до сих
пор были не востребованы. Лапино, как и многие другие деревни, постигла участь
быть стёртой с лица земли. Много поколений моих предков, по папиной линии,
проживали в Лапино. Поэтому эту деревню я считаю своей второй родиной.
Рассказы жителей о прекрасной местности
и жизни в этой деревне, нотка грусти , присутствующая в воспоминаниях, помогли мне представить какой
красивой и дорогой она была для них. Поэтому я считаю своим долгом начать эту
работу.
Большую помощь в проведении этой работы
оказали мои родственники: папа – Варламов Сергей Анатольевич, бабушка –
Варламова Валентина Ивановна, дедушка – Варламов Анатолий Зиновьевич и
прабабушка – Варламова Прасковья Семёновна, которой исполнилось 85 лет.
Сложность, проведённой работы,
заключается в том, что отсутствуют систематизированные сведения. В Воткинском
районном архиве собраны и хранятся архивные материалы, касающиеся только
колхоза «13 год Октября» , но нет сведений о самой деревне. Источники
охватывают период только с 30-х годов нашего столетия.
Основная информация получена из устных
источников. Очень много сведений утрачено, в силу того, что уже нет людей,
которые помнят события образования и первых лет существования деревни.
Целью данного труда является
углублённое изучение и систематизация информации о деревне Лапино или Федотово.
В процессе работы были поставлены следующие задачи :
1. Архивные материалы, связанные с данной
темой, обработать и сделать доступными для широкого круга людей, в первую
очередь для учащихся.
2. Представить наглядный материал для
полного восприятия и представления местности деревни.
3. Собрать рассказы людей, особенно
пожилого возраста, о событиях давно ушедших в историю и зафиксировать их.
Итак, существует множество причин , которые послужили
поводом для начала этой работы.
Топонимика деревни Лапино.
Деревня Лапино располагалась на юго-западе , примерно в 5
км от села Перевозное. Деревня находилась в 25 км от районного центра и МТС и в
15 км от ближайшей железнодорожной станции Болгуры. Местоположение было выбрано
очень удачно: с севера защищали угоры и лес, на юге протекает река Сива, с
запада и востока расположены овраги.
Деревня имела два названия Федотово или
Лапино, но с уверенностью можно сказать, что первого названия почти никто не
помнит. Поселение было образовано в конце XVII века беглыми из центральных районов
России. Название пошло от первых поселенцев по фамилии Лапины. Смеем
предположить, что главу этой семьи величали Федотом.
Деревня была небольшая, состояла всего
из одной улицы, которая не имела особого названия. Несколько переулков, которые имелись в деревне,
состояли из одного-двух домов.
В деревне было много ключей, родников, но их названия не
сохранились. Вокруг деревни расположены овраги: Пензенский, Патраковский,
Лапинский.
Колхоз « 13 год Октября».
В 1930 году в деревне Лапино был образована
сельскохозяйственная артель, которая
получила название «13 год
Октября». 26 октября 1935 года был принят новый устав. 26 ноября 1936 года
получен государственный акт на вечное пользование землёй.
Колхоз имел 976 га 78 соток земли, из них 460 га были под
пашней, 263 га – сенокосных угодий, 75 га – пастбищ, 108 га – лес, 40 га –
кустарники, 6 га 78 соток – огороды, 24 га в личном пользовании жителей 61
двора.
К 1936 году в колхозе насчитывалось 152 человека, из них 73
мужчины, 72 женщины и 7 подростков.
Колхоз был очень маленьким, в первые годы его существования
ферм не было, поэтому скот держали по домам. Так , например , коров было всего
20 голов, лошадей примерно столько же. В колхозе выращивали зерновые, огурцы,
свёклу, морковь, капусту, картофель. За деревней сеяли лён, для него отводили
площадь в 1 га. В конце июля — начале августа лён собирали и обмолачивали на
молотилке. Часть семян оставляли для посевной, а из другой части жали масло.
Само сырьё весной тонким слоем раскладывали по насту, чтобы он промерзал и
становился мягче. Затем его отправляли на трепалку.
В 1937 году в колхозе стали заниматься пчеловодством,
имелось 36 семей, но к 1939 году их осталось только 20.
Работали вручную, техники не было. Постепенно колхоз
приобрёл сортировки, косилки, бороны, все они были на конной тяге. В 1941 году
в колхозе появилась первая грузовая машина, она работала на дровах.
В годы Великой Отечественной войны начали строить корпус
фермы. Это дело легло на плечи женщин, потому что почти все мужчины были на
фронте. В 1941 году из 80 человек трудоспособного населения колхоза было : 8
мужчин, 55 женщин и 17 подростков. Корпус был деревянным, а крыша соломенной.
Для прочности солому брали пучками и обмакивали их в воде с глиной.
В годы войны приходилось тяжело, потому что лошадей тоже
мобилизовали в Красную Армию. Из 62 лошадей, по отчёту за 1940 год, осталось
только 30. Обучали коров и использовали волов вместо лошадей, но их было мало,
всего 3. В фонд обороны Родины колхоз должен был собрать в 1940 году 1170
рублей. Для колхозников это была очень большая сумма, потому что за свою работу они не получали
денег, в основном им выдавали натуроплату мёдом, зерном, овощами, сеном, мясом.
Труд в колхозе оценивался трудоднями. На один трудодень
рядовой колхозник зарабатывал 25 копеек, на которые мог получить 258 грамм
зерна. Тракторист и председатель колхоза зарабатывали в день по 2 рубля 50
копеек или 3 кг зерна.
В 1945 году, когда закончилась война стало немного легче,
потому что вернулись мужчины. Из 86 трудоспособных членов колхоза было 19
мужчин, 51 женщина и 16 подростков. Но за годы войны хозяйство было сильно
подорвано и показатели снизились в 2 раза. Например, из имеющихся в 1940 году
62 лошадей осталась 31, из 60 голов свиней – 18, из 106 голов крупного рогатого
скота – 65. Но стали заниматься
птицеводством, к этому времени насчитывалось 98 птиц. Расширилось овцеводство.
Молоко колхоз « 13 год Октября», как и другие ближайшие
колхозы, сдавал на маслоцех в колхоз «Новая жизнь» в село Перевозное.
Политика укрупнения колхозов.
В 50-е годы Советское правительство начало проводить
политику укрупнения колхозов. Она коснулась и нашей местности. В 1950 году
Паздеринский сельский совет вошёл в состав Перевозинского сельского совета. А
колхозы объединились в колхоз «Новая жизнь». Об этом мы узнаём из общего
собрания колхозников с повесткой дня « Объединение колхозов «13 год Октября»,
«Новая жизнь» , колхоз имени Ворошилова в один объединённый колхоз».
В 60-е годы началась политика укрупнения деревень . Эту
политику претворял в жизнь райком партии. Члены райкома партии прекрасно
понимали, что жители деревень, расположенных в живописных местах по берегам рек
Сивы и Камы, не согласятся на переезд в село Перевозное. Поэтому ими была
придумана версия о том, что эти населённые пункты попадают в зону риска
затопления при подъёме уровня воды в реках. Эта угроза исходит от Воткинской
ГЭС.
К середине 70-х годов вопрос выселения встал очень остро.
Это было вызвано тем, что многие жители отказывались выезжать. Поэтому были
предприняты санкции, направленные на то, чтобы сделать жизнь людей в деревне
невыносимой: закрыли магазин и отключили телефоны. Но это не сыграло большой
роли, так как выехали всего несколько семей. В 1976 году отвели последний
пастбищный сезон и колхозный скот угнали в Перевозное, отключили свет. Жители
деревни вынуждены были покинуть родину и переселиться в Перевозное и на Ниву. В
1978 году выехали последние жители.
В Лапино приезжали оценщики, которые делали опись построек.
На основании этой описи каждая семья получала денежную компенсацию. Колхоз
предоставлял транспорт для переезда, нарезали наделы земли под строительство.
Некоторые семьи перевозили свои дома, а некоторые строили новые.
В этой работе мы попытались воспроизвести жизнь деревни
Лапино. Для этого в работе были использованы не только рассказы жителей
деревни, но и достоверные источники – архивные материалы.
По воспоминаниям был восстановлен план Лапино, так как на
имеющихся фотографиях запечатлены очень небольшие фрагменты деревни. Этот
материал представляет определённую ценность.
Огромную помощь нам оказали старожилы
деревни Лапино, Коробейников В.Н. , житель села Паздеры, художник и
сотрудники Воткинского районного архива.
Мы им очень благодарны за оказанную помощь.
Процесс сбора информации и
создания реферата был интересен и увлекателен. Работа такого рода очень
познавательна и может увлечь любого учащегося.
В ходе исследовательской работы мы встретились с множеством
трудностей, а именно: кроме архивных документов и выписок по заседаниям и
отчётам колхоза, нет никаких сведений по деревне Лапино, а многие интересные
эпизоды из жизни деревни старыми жителями уже забыты.
Думаем, что задачей молодого поколения является сбор
информации и восстановление истории малых деревень. Этот реферат является
продолжением общей работы учащихся Перевозинской средней школы в сборе такой
информации.
« Деревня Патраково –
моя малая родина».
Русинова Анастасия Андреевна
Ученица 9 класса.
2000г
Научный руководитель: Бочкарева Н.В.
Целью данной работы является восстановление облика
деревни Патраково, которая прекратила своё существование в конце 70-х гг. в
период политики укрупнения хозяйств. А также — составление моей родословной,
потому что жизнь всех предшествующих поколений по линии папы была связана с
деревней Патраково. Поэтому основная информация была получена от жителей этой
деревни, и в первую очередь от дедушки и бабушки — Русиновых Андрея Платоновича
и Клавдии Никифоровны, которые сейчас живут в деревне Нива.
При подготовке реферата была проведена исследовательская
работа в Воткинском районном архиве с источниками, сделаны ксерокопии и
современные фотографии с видом деревни, а так же снят небольшой видеофильм,
записаны русские народные песни.
Реферат готовился в течение 1998-2000 гг.
Тихие закаты. Звонкие рассветы,
И трава по
пояс в заливных лугах.
Речка
серебрится…
Или это
снится ?
Память
поселилась в детских снах.
Здесь
тоскуют рощи,
Здесь
тоска черёмух
О гармошке
звонкой,
песне
забытой.
И вздыхают
деды вдалеке от дома,
И душа
стремится в травяной покой.
Но на
месте дома наросла крапива,
И
колодец полон до краёв…
Лунною
дорожкой Сива серебрится,
И дубы о прошлом
шепчут нам с тобой.
Сбереги их
в сердце,
Унеси с
собою
Капельки –
крупинки прежних лет.
Подари их
детям —
Пусть они
запомнят.
Без корней
и памяти
Кто ты ,
ЧЕЛОВЕК ?…
Русинова В.П.
Вокруг села Перевозное было расположено очень много деревень и
хуторов. В 70-е годы правительство Советского Союза проводило политику
укрупнения. Поэтому малые деревни были объявлены неперспективными и их
жителей переселяли в самый крупный
ближайший населённый пункт. Так случилось и с деревней Патраково.
Конечно, жители деревни не стали бы
переезжать ни при каких обстоятельствах. Поэтому была продумана и
объявлена версия переселения, в которую люди верят до сих пор. Жителям
деревень, расположенных на берегах Сивы и Камы, объявили, что они живут в зоне
риска затопления. Эта угроза исходит от Воткинской ГЭС.
В каждой деревне, в том числе и в
Патраково , за многие годы существования складывался особый жизненный уклад,
свои традиции, особая топонимика, диалектические особенности.
При расселении жителей многое было
утрачено и продолжает исчезать. Я считаю необходимым собрать, обобщить то
ценное, что осталось в памяти старшего поколения, жителей исчезнувших деревень.
История и традиции каждой деревни или села – это часть истории нашего района,
республики и страны.
История деревни Патраково – это история
и моей семьи. Родиной эти места называют
мой дедушка Русинов Андрей Платонович, моя бабушка Русинова Клавдия
Никифоровна, мой папа Русинов Андрей Андреевич. Дедушка и сейчас, приезжая в
родные места, помнит расположение улицы и имена всех жителей. Он считает свою
родину очень красивым местом и часто здесь бывает, чтобы вспомнить былые времена.
С ранней весны и до поздней осени дедушка приезжает сюда вместе с другом своей
юности – Василием Петровичем Щениным, с которым они вместе росли в этой
деревне.
Моему папе, когда расселяли деревню,
было всего 10 лет, но и он помнит многое: название колодцев, ручьёв, тропинок,
полянок. И запах цветущей черёмухи ассоциируется у него с детством, так как
единственная патраковская улица была густо засажена черёмухой.
Сложность этой работы заключалась в
том, что нет систематизированных сведений о деревне. Поэтому приходилось
собирать информацию по крупицам. Большую помощь оказал Воткинский районный
архив в сборе информации, но она касается только колхоза имени Ворошилова,
организованного на территории Патраково.
Топонимика
деревни Патраково.
Деревня Патраково была
расположена на правом берегу реки Сивы, на расстоянии от устья Сивы – 4 км. От
деревни Патраково до села Перевозного – 5 км, до соседней деревни Лапино – 500
м, до села Паздеры – 3 км. До районного центра города Воткинска – 28-30 км.
Название деревни и история её
возникновения не поддаются исследованию. Деревня образована очень давно, скорее
всего в XVII
веке, и даже старожилы не могут объяснить это название. В архивах нет сведений
о столь раннем периоде истории деревни Патраково.
В Патраково была одна улица, состоящая
из двух концов. Верхний конец называли
Тыкали, потому что там обычно проходили драки. Другой конец назывался
Нижним.
Особенно интересна топонимика
окрестностей деревни. Изгиб Сивы называли Гусинное горло. Между Патраково и
Лапино располагался Васюхин лог, а другой лог – Пензенский тянулся от Лапино до Патраково. Места, рядом
с этими логами, назвались Отары, потому что там пасли овец.
Плёс на берегу Сивы получил название
Цветочное. Это название осталось с того времени, когда некто Цветов ловил на
этом месте рыбу. Никто уже не знает и не помнит этого человека, но его имя
сохранилось в названии. Рядом с Цветочное, на выселке, располагался Оськин лог.
Название происходит от человека, который пользовался этим логом, косил здесь
травы.
На Сиве делали плотину, которая
получила название Перемычка или Страково. Плотина была нужна для того, чтобы
повышать уровень воды в реке. На этом месте была дача председателя колхоза
Гудимова.
К югу от деревни, справа располагался
Дубняк, занимающий площадь примерно 10 га. Дубняк расположен на берегу Сивы,
ближе к её устью.
Долгая Гора – с неё начиналась деревня.
Зимой на ней катались и дети и взрослые. Своё название она получила за свою
протяжённость.
Названия родников и ключей не
сохранились в памяти жителей деревни Патраково, за исключением одного. Костин
ключ получил своё название недавно, по имени одного из жителей. Когда он умер,
его похоронили недалеко от ключа, на родине, хотя жил он уже в деревне Нива.
Хотя материал по топонимике собран не
очень значительный, но он представляет для нас большую ценность, потому что он
нигде не записан. И только память людей всё ещё хранит эту информацию.
Праздники,
традиции, обычаи.
Самыми распространёнными
праздниками в деревне Патраково были : Рожество Христово, Вознесение Христово
и Гурьев День. До 1923 года ходили в
Тихвинскую церковь в село Паздеры. А когда она сгорела, стали ходить в
Вознесенский храм села Перевозное.
7 января по новому стилю праздновали
Рожество – это самый весёлый и семейный праздник. Славили Господа, ходили по
домам с песнями. Накануне, в Сочельник, молодые люди гуляли по деревне и
срывали калитки у тех домов, где были девушки на выданье. Дети утром
просыпались в ожидании подарка.
В конце мая – начале июня, в
зависимости от Пасхи празднуется Вознесение Христово. Этот праздник является
престольным для села Перевозного и близь лежащих деревень, потому что в честь
этого праздника назван храм. С утра все шли в церковь, чтобы отстоять службу.
После церкви начиналось гулянье. Собирались на полянах, в берёзовых рощах или
дубняках. Веселились от души, играли в игры, плясали и пели под гармонь.
Гурьев день – это осенний октябрьский
праздник, который так же является престольным. В этот день после церкви ездили
или ходили в гости к родственникам, которые жили в других деревнях или сёлах,
особенно в Перевозное.
Самым интересным и необычным в деревне
был свадебный обряд. Он начинался сватовством. Сваты с женихом приходили к
невесте и говорили : «У вас есть цветочек, у нас есть горшочек. Давайте ваш цветочек
посадим в наш горшочек !»
Если жених был из другой деревни, то
местные парни как правило били жениха, обрезали сбрую и хвосты у лошадей. А
ворота невесты мазали дёгтем, чтобы лошадь не зашла и невесту не увезла. Часто
свадьбы играли не по любви, потому что ответ сватам давал отец невесты, а не
она сама.
Свадьбы состоялись только в мясоед, в
период между постами. На время говения , или поста, свадьбы не назначались.
Накануне свадьбы у невесты дома проходил девичник. Все пели, каждая девушка
подходила к невесте с прощаньем – это называлось припеванием подружек к
невесте. После девичника было обручение – обмен кольцами жениха и невесты.
Обручение проходило у невесты в доме, приезжал жених с подарками. В день
свадьбы родители благославляли молодых, и свадебный поезд отвозил всех в
церковь для венчания молодожёнов.
Умели в старину веселиться, но делали это только в праздники. Гуляли от души
дня два – три, а потом снова работа. До сих пор помнят песни, которые пели ещё
и деды. Со временем утрачены традиции и
нам остаётся только слушать рассказы о столь интересном прошлом.
Основные занятия
жителей
деревни Патраково.
Земледелие. Землю пахали сохой и плугом. Сеяли руками ,из
висевшего на шее, лукошка. Выращивали пшеницу, просо, рожь, лён, ячмень, бобовые,
овёс. Жали руками, перевязывали снопы. Потом увозили их с поля для молотьбы. Топтали ногами, били
молотилками, всё делалось вручную.
Зерно и лён продавали в Шаркан и
Пермскую область. Особенно хорошо рос лён, его выращивали много. Но и затрат он
требовал очень больших. Работа была пыльная. Семена льна жали, получалось
льняное масло. Стебли трепали, вымачивали, зимой в снегу отбеливали. В З0-е
годы под льном было занято 6 га.
Больше всего выращивали ржи, 99 га
занимали её площади так же в 30-е годы. Под овсом было занято 82 га, а под
пшеницей 57 га.
Лесозаготовки. С давних времён, с XVIII века, когда был построен Воткинский
железоделательный завод, обязанностью жителей деревни было заготовлять дрова.
Из них делали древесный уголь, на котором и работал завод. На лесозаготовках
работали с 8 лет, а с 10 лет мальчики приравнивались к взрослым мужчинам. Работа была сложной,
приходилось работать круглый год. Существовали планы поставок дров на завод,
нарушать их было нельзя.
В 1930 году в деревне Патраково был
организован колхоз имени Ворошилова. В колхоз вошли жители 50 дворов. В колхозе
были построены: конюшня на 12 голов скота, 10 зернохранилищ, каждое на 6 тонн,
здание правления на 35 мест.
Инвентарь в колхозе был в основном
конный: плуги – 35, бороны – 5, грабли – 1, хода одноконные – 17, молотилка –
1, сеялки - 3, сенокосилки – 3.
Помимо этих приспособлений были: веялка
«Украинка»- 1, сортировка «Триумф» – 1, соломорезка – 1. Инвентаря было мало и
поэтому основные работы выполнялись руками. К 1936 году в колхозе имени
Ворошилова было 136 трудоспособных
человек, из них мужчин – 53, женщин –
73, подростков – 10. В хозяйстве работало 46 лошадей, из них 13 кобыл.
В колхозе была кузница, где ковали
инструменты, подковывали лошадей, ремонтировали инвентарь. Кузнецы выполняли
работы не только для своего колхоза, но и для частных лиц и для хуторов, этим
они зарабатывали дополнительные деньги для колхоза.
Весь скот делился на две группы:
колхозный и частный. Выращивали овец, коров, лошадей, свиней. 26 крестьянских
дворов не вошли в колхоз, а продолжали работать индивидуально. Под пашню им
выделялось 33 га на 26 хозяйств. В каждом дворе обязательно был скот. Если не
было коровы, то обязательно была тёлка,— об этом свидетельствуют годовые отчёты
колхоза.
В 1950 году колхоз имени Ворошилова
вошёл в колхоз «Новая жизнь» . Цивилизация приходила со временем, но очень
медленно. Только в 1951 году в деревне было проведено электричество и радио.
Труд становился более механизированным. На период сева и уборки урожая приезжали
трактора из Воткинской МТС, своего машино-тракторного парка колхоз не имел.
В 70-е годы в советском государстве
началась политика укрупнения сельских населённых пунктов. В 1974 году она
коснулась деревни Патраково. Стали приезжать уполномоченные райкомов партии и
райсовета. Они объясняли людям политику и причины выселения. Основная причина звучала так: необходимо
переехать в более безопасную зону проживания, так как долина рек Сивы и Камы
является зоной затоплений. Угроза затопления исходила от Воткинской ГЭС. За три
года осуществилось переселение жителей деревни. В 1978 году выехала последняя
семья Дерюшевых в деревню Нива.
Историческое прошлое
моей семьи.
Мой дед — Русинов Андрей Платонович
родился в 1937 году в деревне Патраково, в семье он был вторым ребёнком, всего
было четверо детей. Его отец — Платон Павлович, 1916 года рождения, был родом
из деревни Маракуши, расположенной недалеко от станции Сайгатка. В семье он был
вторым из четверых детей (в семье родилос 22 ребёнка, но выжило только
четверо).
Платон Павлович встретил свою судьбу на
посёлке Волковский — это была Марфа Андреевна, 1911 года рождения. В 1935 году
они решили пожениться. Жить молодые стали в деревне Патраково, на родине жены.
В Патраково Платон Павлович стал работать мастером на лесозаготовках. Марфа
Андреевна была третьим, самым младшим ребёнком в семье. Училась в
Патраковской школе, имела только
начальное образование. Она была очень боевой, любая работа у неё спорилась.
Через всю свою жизнь пронесла любовь к своей деревне. И даже тогда, когда
пришлось переехать жить в деревню Нива, она продолжала соблюдать все
патраковские обряды и обычаи. Она очень любила своих детей, а те в свою очередь
не просто любили, а всю свою жизнь уважительно относились к ней. Дети выполняли
все её приказания, иногда даже побаивались, так как она была очень строга. В
детях воспитывала уважение к старшим и трудолюбие.
Сколько Андрей Платонович себя помнит, вся
жизнь его состояла из труда, особенно в военные годы. Работать приходилось
много в колхозе и дома: возили скирды на лошадях, молотили зерно молотилками,
заготавливали сено, рыбу ловили, заготавливали лес для Воткинского машзавода.
Учился в школе с семи лет. В
Патраковскую школу ещё ходили дети из соседней деревни Лапино и из Патраковского
Выселка. Начальное образование в это время было обязательным, а семьи были
многодетными, поэтому классы были большими. В одной классной комнате обучалось
сразу два класса — это 50 человек. С другими школами не общались, потому что
это было сложно в то время. Все лошади были заняты хозяйственными делами.
С большим уважением дедушка Андрей
вспоминает учителей, которые прививали детям любовь и уважение к Родине. В
школе устраивались традиционные концерты для пап и мам. На уроках
естествоведения ходили в походы. На уроках труда изготавливали цветочные ящики
и кашпо, чтобы создать уют в школе, а также делали скворечники для птиц.
Закончив Патраковскую начальную школу,
стал учится в Перевозинской семилетней школе. Времена были тяжёлые, ели не
досыта. С собой на обед брали бутылку молока и трондочки – это лепёшки из
лебеды и стылой картошки. В школу ходили в лаптях и самотканной одежде. Осенью,
когда было грязно, на лапти привязывали деревянные колодки. Портфели назывались
пестерями, которые шили сами. В школу ходили пешком 5 км в любую погоду, а
придя домой должны были ещё и работать дома, помогая родителям ухаживать за
скотиной, носить воду и колоть дрова, поэтому домашнее задание чаще всего не
выполняли, но учились неплохо.
После окончания школы был принят в члены
колхоза «Новая жизнь», где стал работать трактористом. В 1955 году женился на
Мельниковой Клавдии Никифоровне, а через год был призван в ряды Советской
Армии. Дедушке пришлось участвовать в подавлении мятежа в Венгрии. В армии он
прослужил три года, а когда вернулся стал работать вновь в колхозе, где в
последующем стал бригадиром тракторного отряда.
Андрей Платонович был избран
председателем Перевозинского сельского совета, где проработал с 1968 по 1972
годы. У него был один заместитель, который работал на общественных началах.
Часто обменивались опытом с другими сельскими советами. В райисполкоме и в
городе Ижевске проводились различные семинары.
Сельский совет избирался жителями села,
в него входили депутаты от каждой улицы. А депутаты избирали председателя
сельского совета, который освобождался от своей основной работы и работал в
этой должности четыре года. Работа эта была очень ответственной, в селе они
пользовались уважением.
В 70-е годы вновь стал бригадиром
комплексной бригады, где и проработал до пенсии. Из всех работ больше ему
нравилось работать бригадиром, потому что результаты труда были видны сразу.
Хотя эта работа была очень ответственно, потому что в те годы спрос был большим
и не зависел от должности. Даже с рядовых членов колхоза спрашивали очень
строго. Бригадир должен был во что бы то ни стало выполнить план, который
давали на бригаду. Если в бригаде были какие-то неполадки или проблемы их
должен был решать бригадир, потому что в конечном итоге — отвечать ему. Работа
зависела ещё и от погодных условий, нужно было во время вспахать, чтобы не
пересушить почву, в августе во время собрать урожай, чтобы не оставить на поле,
если начнутся дожди.
Моя бабушка Клавдия Никифоровна
родилась в 1936 году также в деревне Патраково, в семье она была единственной
дочерью. Отец — Мельников Никифор Степанович, 1916 года рождения, погиб на
фронте, поэтому её воспитывала только мать. Отца призвали на фронт в 1941 году,
он служил танкистом в звании лейтенанта, был командиром танка. Погиб при
пожаре.
Родители поженились в 1936 году. Когда
отец ушёл на фронт Клавдии было четыре с небольшим года. Единственное её
воспоминание, оставшееся о нём, это то, как отец взял её на руки, прижал,
поцеловал, а затем он сел в телегу и уехал на войну.
В детстве ей приходилось очень тяжело, потому
что в семье не было мужчины. Её мать имела много братьев, но все они, за
исключением одного, погибли на войне. В
семье не было самого необходимого, трудно было заготавливать дрова, выращивать хлеб.
Были времена, что порой дома не было еды. Однажды мать пошла на колхозное поле
собирать колоски, но её задержали и посадили в тюрьму, где она пробыла полтора
года.
В тех семьях, где были мужчины, было
проще, потому что они сами катали валенки, плели лапти, ремонтировали и
изготовляли инвентарь и посуду. Марии Петровне, 1913 года рождения — матери
моей бабушки не хватало на всё времени и сил. Большую часть времени она
работала в колхозе имени Ворошилова. Мария Петровна привыкла к тяжёлому труду,
ведь с детства ей приходилось выполнять самую разную работу, как по дому, так и
в колхозе. Она воспитывалась в многодетной семье, была четвёртой их семерых
детей. Мария Петровна могла выполнить любую работу, но в последствии стала
работать конюхом с лошадьми. К труду она сумела приучить и свою дочь Клавдию.
Клавдия училась в начальной
Патраковской школе, а затем в Перевозинской семилетней школе. Клавдия понимала,
что учиться необходимо, хотя учёба не всегда давалась легко. Например, ей было
трудно овладеть чистописанием, почерк был корявым. Но учительница всегда
подбадривала: «Пиши, Клаша, лучше, пиши ровней» — это придавало силы. Но зато
она очень любила родную речь и с удовольствием принимала участие в школьном
драмкружке. Этот кружок вела продавец Зоя, а главными участниками были
старшеклассники. Спектакли придумывали сами.
После окончания школы стала работать
дояркой в колхозе «Новая жизнь», работала старательно, поэтому имела хорошие
надои молока, за что не раз награждалась. Когда переехали жить в деревню Нива,
стала работать искусственный осеменатор коров. Когда вышла на пенсию, некоторое
время работа в медпункте санитаркой.
Андрей Платонович и Клавдия Никифоровна
воспитали троих детей: Александра, Веру и Андрея – моего отца. В их семье живы
традиции, они часто поют старинные песни, используют в речи диалекты. В детях
всегда воспитывали трудолюбие, ответственность и уважение к людям — те
качества, которые присущи им самим.
Я никогда не видела деревню Патраково,
но благодаря воспоминаниям моего отца, бабушки и дедушки, она живёт в моём
сердце, я также люблю эти места, как и они.
Брызнул
весеннего солнца рассвет,
Мысли уносятся
в детство невольно,
Вдруг
вспоминаешь чего уже нет…
Ф.П.Тукмачёв.
В ходе работы по данной теме нам
удалось систематизировать информацию о деревне Патраково, которая прекратила
своё существование в 1978 году. Сведения об этой деревне, о колхозе имени Ворошилова,
о начальной школе есть в Воткинском районном архиве, но большая часть — это воспоминания её жителей.
Сохранилось очень мало документов, по
которым можно воссоздать историю деревни, поэтому в реферате описаны события
только XX
века. Источников более раннего периода в архиве нет.
Неоценимую помощь в подготовке реферата
нам оказали бывшие жители деревни. С любовью и трепетом они вспомнили свою
родину, прекрасные места, свои дела и заботы.
К реферату прилагается приложение, в
которое входят: фотографии деревни и её жителей, воспоминания Дерюшевой М.А. и
Ерёминой В.А., народные песни, архивные выписки и видеоматериалы. На
видеоплёнке запечатлены современный вид деревни Патраково в разные времена года
и пение старинных песен жителей деревни.
Этот реферат – составная часть большой
работы по восстановлению утраченной истории Перевозинской и Паздеринской
волостей.
Во мне говорит моя память…
Я не видела этих нив
И берёз у окошек родимых.
И из труб клубившийся дым
Из рассказов только знаком
мне.
А здесь дедушка травы
косил,
И мой папа ходить научился.
И во мне их любовь горит,
И их память во мне
останется !.. Русинова В.
Отличные работы, интересно, познавательно! Спасибо!
ОтветитьУдалитьЭто все деревни моих предков, приятно почитать, видеть родные фамилии. Спасибо!
ОтветитьУдалить